Главная · Провода и кабели · Как правильно мыть руки. Простые и эффективные правила мытья рук Схемы для д с моем руки

Как правильно мыть руки. Простые и эффективные правила мытья рук Схемы для д с моем руки

Детские сады воспринимаются многими родителями как «недорогая платная няня», которая занимает время их ребенка, давая взрослым возможность работать и вести свою жизнь. Но детские учреждения приносят много пользы. Дети в саду не просто играют, едят и спят. Ребят учат не только отвечать на вопрос: «Как говорит кошечка и собачка?» А прививают хорошие манеры, любовь к личной гигиене и знакомят с понятиями об окружающем мире.

В дошкольных учреждениях существует режим, где каждое занятие отрабатывается до автоматизма. Так детям проще привыкнуть выполнять ряд действий, превращая их в условные рефлексы, положительные навыки и умения. Алгоритм умывания в детском саду является частью процесса приучения ребенка к чистоплотности.

Правильные привычки формируются с раннего детства

Чем раньше ребенок начинает усваивать правильные привычки, тем легче он их воспринимает. Поэтому вопросу гигиены уделяется пристальное внимание в младших группах дошкольных учреждений. Привычки закрепляются в подсознании после многократного повторения. Для этого используют методические пособия в картинках, понятных детям: алгоритм умывания, мытья рук, приема пищи. Водные процедуры относятся к правильным привычкам. Важно, чтобы алгоритм умывания в младшей группе соблюдался со строгой последовательностью, тогда будет достигнут желаемый результат.

Наступает время умывания

Дети привыкают, что, возвращаясь с прогулки, следует сначала вымыть руки, а лишь потом идти обедать. После завтрака, обеда и полдника все ребята моют руки и умывают лицо, смывая остатки пищи. Умывание после еды - важное правило, так как в младшей группе дети еще не едят так аккуратно, как это делают более взрослые. После дневного сна малыши ополаскивают лицо прохладной или теплой водой, превращая умывание в ритуал пробуждения ото сна.

Место проведения водных процедур

При формировании привычки важное место занимает комфорт. Умывальники должны располагаться на высоте, удобной малышу. Жидкое мыло с дозатором предпочтительнее обычного твердого. Вода должна быть теплой или прохладной. Воспитатели сначала регулируют температуру воды, а лишь потом подводят детей по очереди к раковине. Кожа лица намного чувствительнее кожи на руках, поэтому слишком холодная или горячая вода может вызвать у ребенка неприятные ощущения и надолго отбить охоту соприкасаться с водой. Важно следить, чтобы мыло не попало в глаза ребенку, предварительно воспитатели объясняют как именно стоит мылить руки и лицо, акцентируя внимание детей на том, что мыло, попадая в глаза, сильно щиплет. У каждого должно быть свое личное полотенце, над которым обычно находится картинка. Такая же картинка находится на индивидуальном шкафчике и на кровати каждого малыша.

Визуальное восприятие алгоритма

Алгоритм умывания в картинках должен располагаться рядом или над умывальниками. Дети видят порядок совершаемых действий и запоминают их. Кроме этого, ребенок обязательно должен видеть себя в зеркало, находящееся напротив раковины. Трехлетнему малышу важно видеть результат своих действий: сначала личико было грязным, а после стало чистым. Каждый малыш знает свою картинку над полотенцем, где нарисован слон или цыпленок. Так дети учатся воспринимать принадлежность предметов, к примеру, с медвежонком - это его полотенце, а с черепашкой - чужое. Важно, чтобы ребята запоминали визуально место, где висит именно их полотенце, так как использование чужого негигиенично.

Поддерживание ритуала умывания дома

Многих родителей раздражает, когда ребенок каждые пять минут тащит их в ванную, измазавшись в красках, варенье, йогурте или в чем-то другом. Это происходит из-за того, что в детском саду прививают привычку мыть испачканные личики и руки. Дети постоянно пачкаются, к этому нужно относиться спокойно. Безусловно, родителям незачем развешивать картинки по всему дому, но алгоритм умывания тоже им знаком. Поэтому они могут поддерживать стремление своего чада к чистоте. Когда замарашка просится в ванную, чтобы вымыть руки или умыться, не стоит это игнорировать.

Для самостоятельных малышей можно поставить в ванной комнате маленький стульчик, повесить низко его полотенце. Следует показать ребенку, что он может сам умыться, когда это будет ему необходимо. Когда ванная комната уже освоена, все равно необходимо наблюдать, чтобы кран не оставался открытым после водных процедур. Если же малыш еще не настолько самостоятельный, то родителям все равно придется контролировать процесс умывания.

Умывание - это важная привычка для ребенка от двух до трех лет. Чем раньше он усвоит, что должен быть чистеньким, тем проще будет с ним взаимодействовать, когда наступит кризис трех лет и ребенок начнет сопротивляться всему на свете. В момент кризиса сложно заставить выполнять последовательность всего алгоритма умывания. Следовательно, приучить его ополаскивать лицо будет намного сложнее. Воспитатели младших групп детских садов приучают совершать необходимые ритуалы, создавая на их основе полезные навыки.

Мытьё рук считается одним из наиболее дешёвых и эффективных способов защитить себя от различных заболеваний. Однако далеко не все делают это правильно.

Зачем мыть руки

Мытьё рук – эффективная гигиеническая процедура, препятствующая распространению возбудителей различных заболеваний.

Исследования, проводимые в школах и закрытых коллективах, показывают, что правильное мытьё рук позволяет на 50-60% снизить риск кишечной инфекции (в том числе гепатита А, дизентерии и т.д.) и на 15-25% - респираторной инфекции (в том числе гриппа и других ОРВИ). Дети, приученные мыть руки, значительно реже болеют и меньше пропускают школу, чем их менее чистоплотные одноклассники.

Всеобщая привычка мыть руки перед едой и после туалета могла бы снизить уровень смертности от диареи наполовину и на четверть сократить смертность от респираторных заболеваний.

Когда мыть руки

Обязательно мыть руки нужно:

  • перед едой;
  • перед приготовлением пищи;
  • перед раздачей пищи;
  • после посещения туалета;
  • после городского транспорта и посещения магазина;
  • после обращения с деньгами;
  • по возвращении домой откуда-либо;
  • после уборки в квартире;
  • после контакта с животными и их отходами;
  • после того как вы чихнули, покашляли (прикрывая рот рукой) или высморкались;
  • перед и после обработки ран или проведения медицинских и гигиенических процедур (например, перед проведением массажа ребенку или после смены подгузника), оказания помощи больному родственнику;
  • перед постановкой контактных линз, зубных протезов;
  • после контакта с отходами;
  • при очевидном загрязнении рук.

Как правильно мыть руки

Чтобы тщательно вымыть руки, предварительно нужно снять с них все украшения: кольца, часы, браслеты – и закатать рукава. Намыливая руки, уделите особое внимание кончиками пальцев, межпальцевым промежуткам и пространству под ногтями – это места наибольшего скопления микробов, не забудьте и про запястья.

Трите как следует, затем смойте водой и намыльте вновь – повторное намыливание позволяет удалить микробы из пор, которые раскрываются в процессе мытья рук. Обратите внимание на ведущую руку – как правило, ее моют хуже.

Не забывайте, что мыть руки нужно не менее 20-30 секунд в проточной воде – только в этом случае число болезнетворных микроорганизмов на коже рук снижается значительно.

Если в общественном туалете смеситель однозахватный, выключайте воду тыльной поверхностью ладони или предплечьем. Если вы находитесь дома, не забудьте в процессе мытья рук сполоснуть ручки крана с мылом.

Чем мыть руки

Для мытья рук не нужно включать слишком горячую воду. Хотя интуитивно кажется, что она лучше избавляет от микробов, это не так. Горячая вода смывает жировой слой, что высушивает кожу рук и открывает доступ бактериям. Мыть руки нужно водой комфортной температуры.

Не стоит использовать антибактериальное мыло при мытье рук – оно убивает не только болезнетворные, но и полезные бактерии, постоянно присутствующие на коже рук.

Кроме того, при длительном применении антибактериального мыла микроорганизмы развивают устойчивость к его компонентам. Для ежедневного мытья рук достаточно обычного туалетного мыла. Причем предпочтение лучше отдавать жидкому мылу. Если мыло твердое, нужно следить, чтобы оно лежало в сухой мыльнице.


    1. Внешний вид, части тела.
    2. Места проживания.
    3. Чем питается.
    5. Отношения с человеком.
    Пособие включает в себя:
    - иллюстрации;
    - познавательную информацию;
    - развивающие задания;
    - разрезные картинки;
    - лото.


    Схема составления описательного рассказа.
    1. Внешний вид, части тела.
    2. Места проживания.
    3. Чем питается.
    4. Как зовут детеныша, как он выглядит.
    5. Отношения с человеком.
    6. Что ты знаешь интересного об этом животном.
    Пособие включает в себя:
    - иллюстрации;
    - познавательную информацию;
    - развивающие задания;
    - разрезные картинки;
    - лото.


    Схема составления описательного рассказа.
    1. Внешний вид, части тела.
    2. Места проживания.
    3. Чем питается.
    4. Как зовут детеныша, как он выглядит.
    5. Отношения с человеком.
    6. Что ты знаешь интересного об этом животном.
    Пособие включает в себя:
    - иллюстрации;
    - познавательную информацию;
    - развивающие задания;
    - разрезные картинки;
    - лото.


    Перед вами игра «Загадочные картинки» для детей дошкольного возраста, занимаясь по которой дети смогут развить внимание, зрительное восприятие, абстрактное мышление.
    Перед началом игры разрежьте 8 карт по пунктирным линиям. У вас получатся маленькие карточки, на которых изображены 16 различных предметов и схемы к ним. Каждому предмету соответствует его схематическое изображение.
    Вариант 1
    Каждый участник берет по 5 любых карточек. Игра проходит по принципу «Домино». Первым выкладывает свою карточку тот, у кого находится карточка с изображенным реалистичным предметом и соответствующей к нему схемой. Следующие участники выкладывают карточки друг к другу по принципу картинка к картинке и схема к схеме. Если у кого-то нет подходящей картинки, он берет ее из оставшихся карточек. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.
    Вариант 2
    Каждый участник берет также по 5 карточек. Первым выкладывает карточку тот, у кого находится карточка с предметом и соответствующей к нему схемой. Следующие участники выкладывают карточки друг к другу по принципу карточка к схеме, а схема к картинке. Так же как и в первом варианте выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.

Малыш трех лет уже самостоятельно может принимать пищу, одеваться и раздеваться, умываться, использовать туалет, использовать носовой платок, расческу и полотенце. В этом возрасте ребенок проявляет интерес к правилам поведения, направленного на здоровьесбережение, с удовольствием исполняет простейшие ритуалы (умывается, чистит зубы), с интересом узнает все больше о своем теле. Дети радуются любой возможности попробовать выполнить гигиенические процедуры самостоятельно, а также искренне и эмоционально радуются результату: чистым ручкам, чистым зубкам.

Но процесс приучения к гигиене не всегда и не у всех проходит так, как хотелось бы. Некоторые малыши отлынивают от нудных и, по их мнению, не таких уж и нужных процедур: мытья рук, чистки зубов. Но воспитание культурно-гигиенических навыков, как мы понимаем, дело крайне необходимое. Что же делать? Остановимся подробнее на правильном мытье рук.

Первое — мойте руки вместе с детьми ! Из особенностей детского развития в данный возрастной период видно, что самое важное - это показывать достойный пример. Малыш внимательно следит за взрослым, копирует его действия, стремится подражать. Поэтому если мама и папа моют руки, то и малыш с радостью последует их примеру.

Второе - всем своим видом показывайте свое удовольствие от процесса и радуйтесь результату , который получает малыш. Важна эмоциональная составляющая, тогда навыки будут закреплены надежно.

Третье - дети любят играть и фантазировать. Этим-то и нужно воспользоваться. Поиграйте с ребенком! Намыливая руки, можно попускать пузыри (сложив руку в кулак таким образом, чтобы между пальцами и ладонью осталось отверстие), понаблюдать за тем, сколько пузырей, больших и маленьких вырастает на ладошках, если их тщательно намыливать. Можно также посоревноваться: у кого получится больше пены при намыливании рук или (если ребенок стремится поскорее закончить процедуру и моет руки некачественно) кому удастся дольше всех не смывать мыло.

Можно выучить с ребенком несколько стихов или песенок. Они помогут сделать гигиенические процедуры веселее и объяснят ребенку на понятном ему языке пользу и необходимость действий. Вот несколько стихов и песен об умывании и чистоте. Вы можете распечатать их и повесить у себя в ванной.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Ручки мыли,
Щечки мыли,
Hосик мыли
(можно перечислять все, что захочешь)
И теперь мы чистые,
Зайчики пушистые.

Сам я встал сегодня рано,
Сам умылся из-под крана,
Чистить зубы сам пошел,
И расческу сам нашел.
Перед зеркалом стою,
Сам себя не узнаю.
Нет, такому молодцу
Быть неряхой - не к лицу (В.Степанов).

Моем-моем мы ладошки,
Мылом пенным и душистым.
Все их моют, даже кошки,
Чтобы было чисто-чисто.

Четвертое — воспользуйтесь цветным плакатом , на котором изображено как правильно мыть руки (заодно и себя проверьте!). Плакат можно распечатать и прикрепить на стену над раковиной. Плакат можно купить в книжном магазине или распечатать на цветном принтере из интерета. Например, такой:

Последнее - инструкция по правильному мытью рук для взрослых, проверьте себя:

1. Руки нужно намочить теплой водой.

2. Возьмите мыло, потрите его между ладоней.

3. Отложите мыло, старательно вспеньте мыло на руках, протрите каждый палец, не забудьте о запястьях. Это необходимо делать не менее 20 секунд.

4. Смойте мыло водой.

5. Вытрите руки полотенцем.

Мытье рук – одна из самых эффективных гигиенических процедур. Она доступна любому человеку, препятствует массовому распространению возбудителей инфекционных заболеваний. Значительно снижает риск кишечных и вирусных инфекций.

Гигиена рук с мылом обладает широким спектром защиты.

Она показывает весомые профилактические результаты, стоит в одном ряду с вакцинацией. Как правильно мыть руки в современных условиях мы и расскажем в этой статье

В ряде ситуаций нужна обязательная гигиена мытья рук с мылом . Среди них выделяют следующие моменты:

  • перед работой с продуктами питания (особенно тщательно перед разделыванием мяса и после него);
  • перед тем, как приниматься за еду;
  • после посещения любых общественных мест: магазинов, детской площадки, автобусов и другого транспорта;
  • после прикосновения к деньгам – на них скапливается максимальное количество бактерий;
  • после физического контакта с животными или их отходами;
  • после того, как убрали квартиру;
  • если на руках есть любое очевидное загрязнение;
  • до и после любой медицинской процедуры: обработки ран, перевязке, массажа;
  • перед тем как ставите зубные протезы или линзы;
  • после возвращения домой с любой прогулки, даже если не посещали общественные места, поскольку в любом случае, прикасались к кнопке лифта, перилам или ручке входной двери;
  • после контакта с больными людьми (в особенности, болеющими инфекциями);
  • если вы чихаете или кашляете, прикрывая рот рукой. Бактерии осядут на ладони, их нужно обязательно смыть, чтобы не заражать других людей.
Это важно! Болеющий человек должен старательнее и чаще соблюдать гигиену рук, чтобы не допустить распространения инфекции на окружающих людей.

Нет четкого временного промежутка, когда требуется мыть руки. Помимо вышеописанных случаев, гигиену нужно совершать тогда, когда вы считаете нужным (например: вы прикоснулись к постороннему предмету и боитесь заразиться).






Алгоритм гигиены рук

Специалисты утверждают, что только 5 % всего населения правильно моет руки . Значительная часть жителей пренебрегает правилами, или вовсе не знает их.

Процедура, проведенная некачественно, не даст должного эффекта.

Алгоритм правильного мытья следующий:

  1. Откройте кран, включив теплую воду.
  2. Намочите руки и намыльте их мылом. Тщательно вымойте ладони, кисти, пальцы. Уделите внимание кожным покровам между пальцами, ногтям. Можно использовать и специальные щеточки для ногтей.
  3. Мойте руки 20 секунд или дольше, затем смойте мыло обильным количеством воды.
  4. В общественных местах закройте кран, используя локоть (если есть возможность) или бумажным полотенцем. Дома – рукой (если нет локтевого смесителя), но в процессе мытья сполосните и ручку крана.
  5. Насухо вытрите руки индивидуальным полотенцем.
Внимание! Не забывайте регулярно мыть кран, смеситель и остальную сантехнику квартиру дезинфицирующими средствами.

Как мыть руки с мылом детям

Через грязные руки передается значительное число инфекций. Дети любят пробовать на ощупь все вокруг, а потом тянут пальцы в рот.

Регулярное мытье рук будет главной профилактикой вирусных и кишечных заболеваний.

Педиатры советуют пользоваться следующим алгоритмом:

  • закатайте ребенку рукава, снимите с рук украшения (может быть, ребенок носит бижутерию);
  • включите теплую воду, намыльте ладони, пальцы, запястья, промежутки между пальцами;
  • мойте руки 20 секунд, затем смойте теплой водой;
  • насухо вытрите кожу.

Чтобы привлечь малыша к регулярной процедуре можно воспользоваться некоторыми хитростями:

  1. на личном примере показывайте, как нужно мыть руки. Это будет самым действенным методом;
  2. пусть ребенок сам выберет себе мыло, мыльницу, яркое и веселое полотенце;
  3. объясните ребенку, как правильно включать и выключать воду , научите его регулировать температуру;
  4. придумайте сказочные свойства, присущие мылу. Например: оно может одаривать красотой или делать смелым и сильным;
  5. купите и прочитайте веселую книгу о детской гигиене. Книга должна быть написана специально для детей.

Полезное видео: как правильно мыть руки для детей

На видео кукольные герои рассказывают как нужно мыть руки перед едой

Это важно! Если место для умывания неудобно для ребенка, то оборудуйте его маленьким стульчиком, чтобы малыш мог стоять самостоятельно и мыть руки.
  1. Не стоит слишком часто пользоваться бактерицидным мылом , хотя реклама и повторяет о его пользе. Оно смывает не только вредные бактерии, но и всю микрофлору, защищающую организм от инфекций. Пользуйтесь таким мылом, когда на коже есть ранки, трещины и другие повреждения.
  2. Если кожа склонна к аллергическим высыпаниям, то покупайте обыкновенное туалетное мыло без добавок и резких запахов. Лучше всего использовать детское мыло.
  3. При жирной коже пользуйтесь любым косметическим или туалетным мылом, а при сухой – сортами, содержащими ланолин или растительные масла (они восстанавливают слой жира).
  4. Перед мытьем следует снять все украшения – браслеты и кольца. Они затрудняют и сам процесс очистки рук и сушку. Кожу под украшениями трудно вымыть, на ней остается значительная часть патогенных микробов.
  5. Всегда используйте мыло или пенку. Чем больше пенки, тем лучше очищается кожа. Ополаскивайте намыленные руки большим количеством воды.
  6. Пользуйтесь индивидуальным тканевым полотенцем и меняйте его , как можно чаще.
  7. Руки мойте не менее двадцати секунд . Лучше всего мойте их в теплой воде, так как горячая сушит кожу.
  8. В общественных местах закрывайте кран локтем (если он оснащен локтевым смесителем) или бумажной салфеткой, которой вытирали руки, чтобы избежать контакта с грязной поверхностью смесителя.
ВАЖНО! Не забывайте тщательно сушить руки. Влажная кожа – это замечательный рассадник для микробов.

Гигиена рук по ВОЗ

Чистые руки медицинского персонала гарантируют высокую степень безопасности и ослабленных больных, и самих медиков. Всемирная Организация Здравоохранения выработала ряд требований, соответствующих качественной гигиене рук медперсонала. Профессор Дидье Питте, работающий в женевском университете, на факультете медицины, говорит:

– Чистота – залог безопасной медицинской помощи.

Выделяется пять главных требований гигиены рук по ВОЗ:

  • перед контактом с пациентом;
  • после окончания физического контакта с больным;
  • перед преступлением к любым медицинским процедурам;
  • после контакта с любыми вещами, с которыми мог контактировать больной;
  • после контакта с биологическими выделениями: кровь, слюна, кал.

Выделяется две особо опасных зоны : зона пациента – в нее входят все объекты, к которым касается больной (постельное белье, посуда, одежда) и зона лечебного учреждения, где лежит пациент.

И медперсонал, и сами больные должны соблюдать повышенную степень гигиены рук с мылом , контактируя с любыми вещами в палате или больнице.

Пациент может подхватить любое другое инфекционное заболевание, и иммунитет врача может ослабнуть и поддаться болезни при любом заражении.

Полезное видео: техника мытья рук по ВОЗ

Смотрите видеоинструкцию о том, как правильно мыть руки:

Как вымыть руки без мыла и воды

Нередки ситуации, когда необходимо помыть руки, а поблизости нет ни крана с водой, ни мыла. Это может случиться в дороге, в лесу, на пляже или же просто в квартире, когда без предупреждения отключают воду.

В этих случаях помогут специальные очищающие средства. Желательно иметь некоторые из них дома, в сумочке или машине.

  • Очищающие влажные салфетки – они есть у каждой женщины. Занимают мало места (их удобно носить в сумочке). Помогут быстро удалить грязь с рук. Есть салфетки с бактерицидным эффектом, некоторые разновидности позволяют снять макияж с лица.
  • Очистители для рук. Они могут быть расфасованы в разные упаковки, с дозаторами и без. Очистители продаются маленькими и большими объемами, имеют форму геля, лосьона, крема или пенки. Их лучше всего хранить в машине. Они специально предназначены для того, чтобы убирать грязь с рук в дороге. Справляются с техническим маслом, пылью и грязью. Основные средства: «Рукомой», «ABRO», «EXTREME», «Чистые руки».

Очищающие средства продаются в автомобильных магазинах. Перед покупкой внимательно почитайте этикетку. Выбирайте те очистители, которые рекомендованы органами здравоохранения.

  • Дезинфицирующие средства. Это могут быть любые антисептики, но содержание спирта должно быть не менее 60 %. Они хорошо дезинфицируют и помогут в том случае, если на руках нет видимых загрязнений (грязи или мазутного масла).
Внимание! Спиртосодержащие средства бессильны, если руки слишком загрязнены. Антисептики активно борются с невидимыми бактериями.

Полезное видео

Наши руки постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Ежедневно люди касаются сотен вещей, на которых могут находиться патогенные микробы. Мытье рук – важный аспект гигиены. Его нужно соблюдать и детям, и взрослым. Регулярное мытье рук с мылом способствует профилактике всех инфекционных заболеваний.