Главная · Советы по выбору · Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Все работы хороши. Повар

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Все работы хороши. Повар

Конспект занятия «Посуда»

Подготовительная группа

Цели: формировать обобщающее понятие «посуда»; уточнить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды. Образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; учить суффиксальному способу образования существительных; учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже; активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: кукольная посуда, демонстрационный материал-посуда и картинки с изображением посуды; мяч.

Предварительная работа : чтение художественной литературы - К. Чуковский «Федорино горе»

Ход занятия

1. Организационный момент

На столе беспорядок, разбросана вся посуда. Что же случилось? Не напоминает ли вам это недавно прочитанную историю о Федоре? Возможно посуда тоже убежала от кого-то. Давайте рассмотрим, что стоит на столе.

2. Беседа о посуде

Как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда)

Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

Как называется эта посуда? (Кухонная)

Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

Как называется эта посуда? (Чайная)

А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)

Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)

Давайте поможем и расставим посуду по своим местам: отдельно столовую, кухонную, чайную и кофейную.

3. Рассказ воспитателя

Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы.

Упражнение «Какая бывает посуда?» по материалу

Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева? Посуда сделана из дерева, значит, она, какая? (Деревянная.) (Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, металла и т.д.)

Как нужно относиться к посуде?

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.

Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.

4. Игра с мячом «Назови ласково» - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Для чего нужна посуда? Ответы детей.

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

5. Скажи, как называется посуда для…

Хлеба – хлебница Конфет – конфетница

Селедки – селедочница Салата - салатница

Сухарей – сухарница *Масла - масленка

Молока - молочник * Соли - солонка

6. Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая

изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни-разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс.

делают большой круг.

7 . Упражнение «Магазин» - Где можно купить посуду? Чего много в магазине? (Много чайников, чашек, ножей, кастрюль, сковород и т.д.)

8. А сейчас я вам расскажу одну историю. Послушайте.

Разведчица.

– Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

– Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

– А меня Вовка на разведку послал.

Вопросы:

– Как вы думаете, зачем Вова послал Наташу к маме?

– Была ли разбита чашка? Почему?

– Правильно ли поступил Вова?

– А как вы поступили бы, если бы разбили мамину любимую чашку?

– А ваша мама сильно бы расстроилась, если бы вы разбили ее любимую чашку?

9. Стук в дверь. Заходит чистая Федора.

– Федора, какая ты красивая!

Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить, и уважать».

– И за вашу помощь приглашаю вас на чай.

10 . Итог занятия.


Уважаемые коллеги и родители дошкольников!

Материал по лексической теме "Посуда" может пригодиться воспитателям, логопедам, дефектологам и родителям для занятий с детьми дома и в детском саду. Здесь подобраны лексический материал, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, загадки и задания по развитию связной речи для подготовки детей к школе.

Всего Вам доброго! Успехов и взаимопонимания с детьми!

Маковеева Галина Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «ПОСУДА».

Учим правильно называть посуду и её части, рассказывать какая она бывает, что с ней можно делать. Сходите на экскурсию в магазин «Посуда». Обратите внимание на части посуды и материалы, из которых она сделана. Рассмотреть чайную, столовую и кухонную посуду, знать, какие предметы посуды относятся к каждому из этих видов. Знать и уметь называть части посуды (крышка, носик, донышко, ручка, горлышко, стенки) итд.

1.Предметный словарь (имя сущ. что это?):

Вилка, ложка, нож, тарелка, блюдце, чашка, кружка, стакан, чайник, кастрюля, сковорода, кувшин, хлебница, маслёнка, солонка, поварёшка, крышка, носик, донышко, ручка …

2.Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)
Новая, старая, чистая, грязная, дырявая, белая, красная, синяя, удобная, красивая, деревянная, железная, стеклянная, пластмассовая, хрустальная, серебряная, фарфоровая, фаянсовая, эмалированная и т.д.

3. Глагольный словарь (Что делают? Что с ними можно делать?):

Ставить, чистить, мыть, вытирать, сушить, варить, жарить, пить, есть, покупать, дарить, готовить и т.д.

4.Проиграть игры «Раздели слова на слоги!», «Один-много», «Нет чего?», «Много чего?», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!» (слова-антонимы),

«Какой, какая, какие?», «Что делает? Что можно сделать?».

Предложите вспомнить названия посуды, состоящие из одного слога (ковш, нож), из двух слогов (лож-ка, вил-ка, чаш-ка), из трех слогов (та-рел-ка, каст-рю-ля), из четырех слогов (по-ва-реш-ка). Пусть попробует сделать звуковой анализ слов: ковш, чашка.

Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы посуды,

Ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам .

Ложки (какие?) – серебряные.

Тарелки (какие?) – фарфоровые.

Кастрюля (какая?) – эмалированная.

Ваза (какая?) – хрустальная.

Нож (какой?) – металлический.

Поднос (какой?) – пластмассовый.

Кувшин (какой?) – стеклянный.

Блюдо (какое?) – фаянсовое.

5. Учим разгадывать загадки, мыслить, чувствовать рифму.

Чашки, ложки, чайник и блюдо -

Имя их общее - это … (посуда)

Помогать всегда я буду

Нашей маме мыть … (посуду)

Суп нам варит в ней бабуля,

На столе стоит … (кастрюля)

Котлеты с корочкой всегда

Поджарит нам …. (сковорода)

Суп и кашу нам немножко

Прямо в рот доставит … (ложка)

Чтоб в работе был хорош,

Наточили остро … (нож)

Очень часто они бьются

Наши маленькие … (блюдца)

Открывай холодный кран,

Набирай воды … (в стакан)

Неужели я один

Выпил сока весь … (кувшин)

6.Закрепить пальчиковую гимнастику «Помощники».

7.Составить описательный рассказ о посуде с опорой и без опоры на схему.

8. Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского «Федорино горе» и выучите с ребёнком небольшой отрывок из него. Следите за правильным произношением, чёткостью дикции и выразительностью речи.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

Тема: «Посуда»

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, координации речи с движением. Развитие диалогической речи.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

Оборудование:

Картинки с изображением посуды, перфокарты, простые карандаши, кукла, предметы посуды.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

– Посмотрите, сколько у меня картинок. Что на них изображено? Назовите одним словом.

– Посуда.

– Вы догадались, о чем мы будем с вами говорить? (о посуде).

– А зачем нам она нужна? (Чтобы есть из нее, пить, готовить и хранить продукты.)

2. Стук в дверь. Заходит плачущая Федора.

– Ты кто? Почему ты плачешь?

Федора: – От меня посуда ушла.

– Ребята, вы догадались кто же это? Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

– А какая она должна быть? (чистая).

– Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.

Федора: (громко плачет).

– Почему ты так громко плачешь?

Федора : – Мне посуду жалко! Она побьется.

Блюдца, блюдца

Вдоль по улице несутся

На стаканы – дзынь – натыкаются

И стаканы – дзынь – разбиваются.

– А почему стаканы разбиваются? (они стеклянные, из стекла).

– А какая еще посуда бьется? (фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины).

– Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая).

– Вот видишь, Федора, не всякая посуда бьется. Ребята, что нужно сделать Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? (нужно убраться дома, все помыть, себя причесать, умыться).

– Так что, Федора, поторопись домой, сделай все, как ребята сказали, может посуда к тебе и вернется.

Федора уходит.

3. – А вы, ребята, посмотрите на свои карточки. В кружочках размещены названия предметов посуды. Отгадайте их, запишите. (работа с перфокартами)

Дети пишут: 1. ножи; 2.чашки; 3. ложки; 4. кувшин .

– А теперь посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? (фрукты).

– Я загадаю вам загадки, а вы найдете отгадки на этих картинках и в своих нижних кружочках разместите их.

Загадки: о вишне, сливе, лимоне, яблоке, груше. (дети выполняют).

– Теперь прочитайте, что у вас получилось в выделенных клеточках. Вилка .

– Для чего она нам нужна? (накалывать пищу).

– Для чего нам нужен нож? (чтобы резать).

– Чтобы резать каким должен быть нож? (острым). Давайте поточим и наш нож.

4. Физминутка.

Точим нож, точим нож

Будет очень он хорош

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы,

Угощайтесь, молодцы!

5. Стук в дверь (кукла).

– Ребята, кукла Даша говорит, что к ней гости собираются, а посуды у нее мало.

– Что же делать? (купить). А где? (в магазине). А как называется магазин, где продают посуду? (посудный). А для куклы какая нужна посуда? (кукольная).

– Каждая посуда имеет свое назначение. Если мы гостей позовем на чай, какая посуда нам нужна? (чайная).

Назовите чайную посуду. (блюдца, чашки, ложки). В чем лежит сахар? (в сахарнице).

– А печенье, конфеты? (в конфетнице).

– Если гости придут на обед, то какую посуду мы поставим на стол? (столовую).

– Какую именно? (тарелку глубокую, мелкую, столовую ложку).

– Суп на стол мы поставим (в супнице). А селедку? (в селедочнице). А соль? (в солонке).

– Когда мама на кухне готовит обед, какой посудой она пользуется? (кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, ковш, шумовка, чайник, кружка).

6. – А теперь я посмотрю, как каждый из вас сможет узнать, какая посуда для чего предназначена и из чего она сделана. Давайте поиграем в игру « Какой предмет лишний?».

– Ложка, вилка, нож, ложка деревянная.

– Чашки 3 шт. одинаковые, 1 чашка с другим рисунком.

– Кукольная – сковорода, кастрюля, шумовка, тарелка наст.

– Кружка железная, пластмассовая, глиняная, чашка.

– Селедочница, глубокая тарелка, ложка столовая, ложка чайная.

– Стакан хрустальный, стеклянный, пластмассовый, 100 г маленький.

– Какие молодцы! Теперь вы точно сможете правильно накрыть стол для гостей и не перепутаете чайную посуду с кофейной, столовую с кухонной.

7. – А сейчас я вам расскажу одну историю. Послушайте.

Разведчица.

– Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

– Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

– А меня Вовка на разведку послал.

Вопросы:

Как вы думаете, зачем Вова послал Наташу к маме?

– Была ли разбита чашка? Почему?

– Правильно ли поступил Вова?

– А как вы поступили бы, если бы разбили мамину любимую чашку?

– А ваша мама сильно бы расстроилась, если бы вы разбили ее любимую чашку?

Стук в дверь. Заходит чистая Федора.

– Федора, какая ты красивая!

Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать».

– И за вашу помощь приглашаю вас на чай.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 68 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ

Образовательная деятельность

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

тема: «Посуда»

Подготовила:

Воспитатель Садыкова Д.Ф.

Казань, 2017

Конспект образовательной деятельности.

Тема: «Посуда» (подготовительная группа)

Цели :

Образовательные цели :

1. Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»

2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

3. Упражнять в образовании и правильном использовании существительных с помощью суффикса -ниц-.

4. Упражнять в усвоении категории родительного падежа.

5. Упражнять в словообразовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

6. Развивать мелкую моторику.

Развивающие цели :

1. Развивать длительный направленный выдох.

2. Развивать слуховое внимание.

3. Развивать координацию речи с движением.

4. Развивать мелкую моторику

Воспитательные цели :

1. Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

2. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование : проектор, презентация, предметные картинки, кружки (стеклянная, фарфоровая, железная, су-джок шарики, пластиковые стаканчики, коктейльные трубочки, изображение кухни, буфета, обеденного стола, воздушный шар, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе» .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

На занятии будьте старательными,

Будьте спокойными и внимательными.

Слушайте, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать –

Надо руку поднимать.

2. Введение в тему

Ребята, послушайте отрывок из сказки (включается музыка.Также выставляется слайд с изображением посуды ).

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора :

(Выставляется слайд с изображением Федоры)

«Ой – ой – ой!

Ой – ой – ой!

Воротитеся домой!»

Назовите сказку, из которой к нам пришла Федора («Федорино горе» ).

3. Сообщение темы занятия

О чем говориться в этой сказке? Ребята, не торопитесь, ответите мне только тогда, когда отгадаете загадки.

(Выставляются слайды с изображением посуды ) .

Все во мне бурлит, кипит,

А из носа льется.

Что бы снять меня с плиты,

За ручку взять придется.

(Дети отвечают – чайник) .

Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут ее … (Тарелкой)

У меня есть две руки,

Днище вместо ножек.

Из-под шляпы пар идет,

Им обжечься можно. (Кастрюля) .

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду. (Ложка) .

Мы им режем мясо,

Овощи, колбасы,

Если он наточен остро,

Резать им легко и просто. (Нож) .

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё. (Сковорода)

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение возьми! (Сахарница) .

В домике том,

Что на кухне стоит,

Чёрненький хлеб

И батончик «гостит» . (Хлебница) .

Захочешь чай - любую выбирай!

Вот они - толстушки.

Кто такие? (Кружки) .

Молодцы, ребята. Вы отгадали все загадки. Как это все можно назвать, одним словом. (Дети отвечают – посуда ) .

Так о чем говорилось в этой сказке? (О посуде ) .

Сегодня на занятии мы будем говорить о посуде .

А почему же посуда убежала отФедоры ? (ответы детей) .

Ребята, послушайте еще один отрывок из сказки :

Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била, нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!

И вся посуда Федоры прибежала к нам в детский сад.

Давайте поможем Федоре вернуть посуду . А чтобы вернуть посуду , мы должны выполнить интересные и увлекательные задания.

4. Беседа

А для чего нам нужда посуда ? (Ответы детей : для того чтобы кушать, класть еду, хранить продукты, готовить пищу).

Какие виды посуды вы знаете (кухонная, столовая, чайная) .

5. Дидактическая игра « Посуда » (включается музыка) .

Ребята, поможем Федоре расставить посуду ? Давайте разделимся на три команды. (Первая команда получает картинку с изображением стола, вторая команда – с изображением кухни, третья – с изображением буфета).

Вы должны подобрать посуду к соответствующим картинкам.

Что вы поставите на стол?

Что вы поставите в буфет?

Что вы подберете для кухни? (Дети выкладывают соответствующие картинки) .

6. Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит» .

Ребята, а давайте мы сейчас с вами попьем чай? А что мы должны сделать сначала? Вскипятить воду в чайнике (включается веселая музыка, выставляется слайд с изображением чайника) .

Чтобы чая нам попить

Надо воду вскипятить.

Подойдите к столам. Поставьте трубочку в стаканчик. Возьмите стаканчик. Сделайте глубокий вздох через нос, а затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.

Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом сильнее, и вот вода закипела, забурлила.

Кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным.

7. Дидактическая игра «Из чего сделано» .

Ребята, Федора не знает из чего сделана посуда . Давайте ей расскажем, из каких материалов она сделана.

Так из каких материалов сделана посуда ? (Стекла, дерева, металла, хрусталя, глины, пластмассы) .

Молодцы, ребята!

А сейчас давайте поиграем вместе с Федорой. Я задаю вопросы, а вы отвечаете. (Выставляются слайды)

Чайник сделан из железа – чайник какой? (спросить по очереди всех детей) .

Блюдце сделано из фарфора – оно какое?

Ложки из серебра – они какие?

Поднос из пластмассы – он какой?

Ложка из дерева – она какая?

Стакан из стекла – он какой?

8. Дидактическая игра «Кружки – болтушки»

Ребята, а вы знаете, что кружки могут петь, а как они поют, мы сейчас услышим. (Берутся три кружки – фарфоровая, железная, стеклянная. Логопед ударяет по ним палочкой. Дети внимательно слушают и запоминают, как звучит каждая кружка. Потом закрывают глаза и по звуку отгадывают какая кружка звучала).

9. Физ. минутка (музыкальное сопровождение, показываются слайды) .

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(надули животик : одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

(присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются,

(кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебренные ложки.

Голова на тонкой ножке

(потянулись, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес .

(вытянули руки вперед)

10. Дидактическая игра «Найди свою пару» (музыкальное сопровождение) .

Ребята, а давайте расскажем Федоре о том, что люди изготавливают различную посуду для разных продуктов.

Для каждого продукта есть своя посуда . А в этом нам поможет игра «Найди свою пару» .

(Работа с карточками) .

Сейчас я повешаю вам на шею картинки с изображением посуды и продуктов , вы должны будете внимательно посмотреть друг на друга и объединиться в пары (Ярослава, что у тебя? У меня сахарница. Что, нужно для сахарницы? Для сахарницы нужен сахар).

11. Дидактическая игра «Чего не хватает»

Ребята, мы знаем, как Федора обращалась с посудой . (Она ее била) .

Давайте посмотрим, что стало с посудой .

(Показываются слайды с недостающими частями посуды ) .

Чего не хватает у чайника? (У чайника не хватает носика) .

Чего не хватает у сахарницы, кастрюли, ножа, супницы.

Молодцы!

12. Дидактическая игра «Назови ласково» (Выставляются слайды) .

(Логопед дает в руки ребенку воздушный шар и называет посуду , а ребенок должен подобрать ласковое название посуды ).

Давайте пожалеем посуду , ведь было ей у бабы худо. Будем называть посуду ласково .

Тарелка – тарелочка,

чашка – чашечка,

ложка – ложечка,

вилка – вилочка,

чайник – чайничек,

сковорода – сковородочка,

стакан – стаканчик.

13. Развитие мелкой моторики.

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров :

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварешку,

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран.

(у каждого ребенка су-джок) .

Молодцы! Федора очень довольна, как вы вымыли посуду .

14. Итог занятия

О чем мы сегодня говорили на занятии . (О посуде ) .

Какая бывает посуда ?

Из каких материалов сделана посуда ?

Ребята, что было бы если бы вся посуда исчезла ? (Ответы детей) .

Послушайте стихотворение :

(выставляется слайд с изображением посуды ) .

«Если б не было посуды »

Если б не было посуды ,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей :

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда :

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты :

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд -

Варят, жарят и пекут!

Ребята, а какая посуда стала уФедоры в конце сказки. (Чистая) .

Итак, ребята, всегда нужно держать посуду в чистоте .

В посуде еду и хранят и готовят

Хозяйки посуду и сушат , и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если чистой на полках лежит.

Вы все сегодня молодцы, хорошо выполнили задания и упражнения, помогли Федоре вернуть посуду . Она вам очень благодарна. И в знак своей признательности принесла сладкий подарок.


Цель занятия: развитие речи детей, обогащение словаря по теме «посуда»

1. Закрепление в речи имен существительных с обобщающим значением посуда.

2. Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным

3. Формирование умения составлять описательный рассказ по схеме

4. Формированию умения отвечать на вопросы полным развернутым предложением

5. Развитию памяти, внимания, мелкой моторики.

Тип занятия: закрепление ранее приобретенных знаний

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 30 минут

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Оборудование и материалы: письмо от бабушки Федоры, сундук, кукла Федора, разрезные картинки, карточки 4 лишний, схема составления описательного рассказа, иллюстрации посуды

Предварительная подготовка:

Рассматривание посуды и материалов из которой она сделана

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе», А. Гайдар «Голубая чашка», Братья Гримм «Горшок каши», русская народная сказка «Лиса и журавль»

Беседа «Посуда вчера и сегодня»

Методы и приемы работы с детьми: метод наблюдения, метод демонстрации, метод игры, рассказ, чтение, метод упражнения, метод практических работ

Структура занятия:

Этап занятия

Вводная часть

Введение в тему занятия. Чтение письма от Федоры

Основная часть

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Дидактическая игра «Сравни».

Физкультминутка «Чайник-ворчун»

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Составление описательного рассказа по схеме

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Заключительная часть

Рефлексия, подведение итогов занятия

Ход занятия:

1. Вводная часть

Здравствуйте ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Ребята, сегодня нам в детский сад пришло письмо. Вот оно (воспитатель показывает детям письмо). Давайте откроем его и узнаем что же в нем написано. (Открываем письмо, читаем содержание)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.

С уважением к вам, Федора»

Ребята, что же делать? Надо Федоре помочь исправиться и вернуть посуду обратно, но, чтобы ее вернуть надо выполнить задания. Ну что поедем к Федоре в гости и поможем ей? (Да)

Дети имитируя движение поезда отправляются в гости к Федоре

2. Основная часть

Ребята, вот мы и приехали в гости к Федоре. Вот она Федора Ивановна. (воспитатель достает куклу Федору). Чтобы вернуть посуду сперва надо вспомнить ее названия.

Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Ребята, послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Сама не ем, а людей кормлю.

И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят - то в…

(кастрюле)

Жарят на… (сковороде)

Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

Тарелкою

Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

Молодцы, вы отгадали все загадки.

Ребята, пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. Увас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Дидактическая игра «Собери посуду»

(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логику. Упражнять в составлении целой картинки из частей.)

Дети называют свою собранную картинку (Я собрал чашку (чайник...)) и

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Дидактическая игра «Сравни».

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

  1. 1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).
  2. 2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).
  3. 3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).
  4. 4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).
  5. 5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).
  6. 6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы?

Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Дидактическая игра «Из чего сделана посуда?».

(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность)

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами чайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом.

Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Дидактическая игра «Каждый продукт в свою посуду».

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нем, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

(Развивать умение выделять лишнее слово. Объяснять свой выбор)

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, помогли бабушке Федоре, разложили и расставили все по местам.

3. Заключительная часть

Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие в гости к бабушке Федоре. Давайте вспомним чем мы сегодня с вами занимались и как помогали бабушке Федоре (ответы детей)

Вы все большие молодцы!