Главная · Скрытая проводка · Многообразие листьев наглядное пособие. Дидактический материал по биологии

Многообразие листьев наглядное пособие. Дидактический материал по биологии

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

по биологии

учитель биологии

Кривогузова О.В.

Дидактический материал по биологии, представленный тестами, заданиями по темам: «Цветок», «Водоросли», «Жизнедеятельность организмов». Данные задания можно использовать на уроке при закреплении знаний, при проверке домашнего задания, а также на итоговых уроках.

    Задание: из предложенного текста выбрать неправильные предложения и записать их правильно.

Цветок.

1. Цветок – это самая яркая и красивая часть растения. 2. Цветы есть абсолютно у всех растений.3. Главные части цветка – лепестки, имеют исключительно светлую окраску. 4. Все вместе лепестки собираются и образуют венчик. 5. Цветок всегда держится прямо, потому что держится на цветоножке. 6. А вот зеленые лепестки крепятся именно к этой же цветоножке. 7. Кстати, зеленые лепестки, называются чашелистиками. 8. Цветоножка потом плавно переходит в цветоложе. 9. На цветоложе расположена чашечка. 10. Чашечка бывает иногда красной, иногда белой, иногда синей. 11. Внутри венчика расположился пестик, окруженный тычинками. 12. Тычинок может быть пять, шесть или много. 13. Цветок является хорошим приспособлением для опыления. 14. Цветки всегда собраны в соцветия. 15. Соцветия очень разнообразны: это и кисть, и корзинка, и зонтик, и колос, и головка. 16. Например, у укропа соцветие простой зонтик. 17. Цветок – важная часть растения, потому что является органом полового размножения.

    Задание: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный

Тест.

    Значение корня для растения:

А. получает воду и питательные вещества

Б. обогащает воздух кислородом

В. укрепляет растение на одном месте

2. Все корни одного растения называют корневой системой, потому что

А. у растения много корней

Б. у корней разные названия

В. все корни связаны общей функцией

3. Стержневая система, если

А. главный корень не развит

Б. имеется главный корень

В. имеются боковые и придаточные корни.

4. Верхний слой почвы образует

Б. перегной

В. песок и глину

5. Почва состоит из

А. воздуха

Б. органических веществ

В. минеральных веществ

6. Пикировку проводят с целью:

А. роста боковых и придаточных корней

Б прекращения роста корня

В. задержки роста растения

7. Корневой чехлик образован из ткани:

А. образовательной

Б. покровной

В. всасывающей

8. Корневой волосок – это

А. вырост наружной кожицы корня

Б. вырост внутренней стенки клетки

В. вырост клеток корневого чехлика

9. Сосуды, проводящие воду проходят

А. через кору корня

Б. через центральную часть

В. через центральную часть и кору.

    Задание. Решите кроссворд по теме «Водоросли». Впишите в пустые клеточки ответы на вопросы, предложенные ниже. Если все правильно, получится слово «отлично».

    Задание: Заполните таблицу, вписав в соответствующие строки, недостающие сведения.

Задание. Словарная работа. Дополните предложение.

    Образование сложных веществ из простых и распад сложных веществ на простые с выделением энергии, называется ……………

    Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды, называются ………………………………

    Животные, температура тела которых не зависит от температуры окружающей среды, называются …………………

    В основном у всех беспозвоночных животных скелет ……………………, а у всех позвоночных животных скелет ………………..

    Инфузория туфелька передвигается при помощи ……………...

    Дождевой червь передвигается в почве благодаря сокращению ….... и ……….. мышц.

    Способ передвижения кальмаров называется ………………….

    У водоплавающих птиц между пальцами имеется …… …….

    Разность между давлением под крылом и над крылом птицы называется …… ………...

    Среди ходильных млекопитающих в зависимости как они опираются на стопу, различают стопоходящих, копытных и ……

    Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды, называется ………………………………..

    Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулирует …….и ………..

    Тип нервной системы у гидры, называется …………….

    Ответная реакция организма на раздражение, которая контролируется нервной системой, называется ……………….

    Задание. Тест «Отдел Бурые водоросли». Найдите правильный ответ на вопросы теста. Выпишите буквы правильных ответов в таблицу и получите название водоросли.

Задание 1. Многообразие растительного мира.

Присмотритесь к растениям, которые вас окружают в городе или вашем поселке. Какие это растения? Постарайтесь определить их систематическую принадлежность; принадлежность к жизненным формам: деревьям, кустарникам, травам. Посмотрите, в каком состоянии их стволы и кроны, какие виды цветут, какие у них цветки и плоды, кто опыляет их и кто затем питается их плодами.

Задание 2. Споровые растения.

Будучи за городом, в парке, на даче, в лесу или в другом природном сообществе, отправляясь туда за ягодами, грибами или просто для отдыха, обратите внимание на споровые растения. Посмотрите, как разнообразны и красивы зеленые мхи. Выберите по одному-два побега каждого вида. Сделайте коллекцию мхов для себя или для школы.

Задание 3. Флористические миниатюры.

Примите участие в изготовлении красивых флористических миниатюр-поделок, панно или композиций. Соберите и засушите в расправленном виде красивые листья, побеги, цветки, соцветия, плоды и шишки. Создайте композицию в виде картины, подарочной открытки или закладки для книги.

Задание 4. Наглядные пособия.

Изготовьте наглядные пособия, например, по таким темам: "Многообразие листьев", "Жилкование листьев", "Повреждения листьев", "Сорные растения огорода", "Лишайники соснового леса", "Шишки хвойных растений". На клейкую ленту соберите для школы коллекцию спор разных мхов, папоротников, шляпочных грибов, надпишите их.

Задание 5. Исследование процесса цветения травянистых растений.

Найдите цветки насекомоопыляемые и цветки ветроопыляемые. Сравните их между собой. Понаблюдайте, какие насекомые посещают эти цветки, чем растения их привлекают. Сделайте фотографии. Отметьте, как ведут себя цветущие растения в солнечную и пасмурную погоду, прохладным утром и в жаркий полдень. Оформите записи об этом в дневнике наблюдений.

Задание 6. Наблюдения за состоянием растений барометров.

    Проведите наблюдения состоянием цветков желтой акации, мальвы, вьюнка полевого, мокрицы и соцветий одуванчика, ноготков (календулы). Выясните, что происходит с их цветками или соцветиями в ненастную погоду перед наступлением дождя. Подумайте, в связи с чем возникли у них такие приспособления.

    Выясните, какие другие растения и каким образом могут предсказать приближение дождя. Соберите по одному растению барометру, засушите их между листьями газетной бумаги и смонтируйте гербарные листы с подписями названий растений.

Задание 7. Наблюдения над растениями цветочными часами.

    Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например, одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи. Сделайте фотографии. Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.

    Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений. Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

Контрольно-измерительные материалы по теме: «Строение семян»

Задание :

Подпишите части семени. В какой части семени находятся питательные вещества?

Решите тест:

1. Какие растения имеют семена:

а) мхи б) водоросли в) папоротники г) цветковые

2. Для семян растений класса однодольных в отличие от семян класса двудольных характерно наличие:

а) семенной кожуры б) зародыша с одной семядолей

в) зародыша с двумя семядолями г) эндосперма

3. Эндосперм образован тканью:

а) покровной б) образовательной в) запасающей г) механической

4. К двудольным растениям относится:

а) пшеница б) лук в) кукуруза г) яблоня

5. Зрелое семя НЕ содержит эндосперма у:

а) тыквы б) пшеницы в) лука г) ясеня

6. Где находится запас питательных веществ в семени фасоли?

а) в эндосперме б) в семядолях в) в корешке г) в семенной кожуре

7. Семена, какого растения считают самыми крупными?

а) эвкалипта б) кокоса в) ананаса г) сейшельской пальмы

8. Какая часть зародыша семени пропущена при пере­числении: корешок, стебелек, семядоли:

а) семенная кожура б) почечка в) околоплодник г) эндосперм

«Виды корней и типы корневых систем»

Задание:

Под­пишите виды корней. Какой тип корневой сис­темы изображен на рисунке?

Решите тест:

1. Какую функцию НЕ выполняет корень?

а) закрепляет растение в почве

б) всасывает воду и минеральные соли из почвы

в) откладывает в запас питатель­ные вещества

г) образует органические вещества из неорганических

2. Из зародышевого корешка семени развивается:

3. Стержневая корневая система имеет хорошо развитые:

а) главный корень в) придаточные корни

б) боковые корни г) воздушные корни

4. Мочковатая корневая система образована:

а) главным корнем и придаточными корнями

б) главным корнем и боковыми корнями

в) придаточными и боковыми корнями

г) придаточными и воздушными корнями

5. Окучивание растений проводят для усиления роста:

а) главного корня в) придаточных корней

б) боковых корней г) воздушных корней

6. У какого растения стержневая корневая система?

а) пшеницы в) щавеля

б) чеснока г) овса

7. У моркови человек употребляет в пищу:

а) побег в) плод

б) корень г) клубень

8. Корни, отрастающие от главного корня, называются:

а) придаточными в) воздушными

б) боковыми г) корневыми волосками

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Клеточное строение корня. Зоны корня»

Задание:

Подпишите зоны корня.

Какие функции они выполняют?

Решите тест:

1 . Ткань - это:

а) часть растения, состоящая из клеток

б) группа клеток, разных по стро­ению, образующих разные органы

в) группа клеток, сходных по стро­ению и выполняемой функции

г) группа клеток, выполняющих различные функции

2. Зона деления корня образована тканью:

3. Зона всасывания корня образована тканью:

а) покровной б) проводящей в) образовательной г) основной

4. Корневая система представлена:

а) боковыми корнями в) придаточными корнями

б) главным корнем г) всеми корнями растения

5. Корневой чехлик:

а) обеспечивает передвижение веществ по растению в) придает корням прочность

б) выполняет защитную функцию г) участвует в делении клетки

6. Корневые волоски располагаются в зоне:

7. Рост корня в длину происходит благодаря ткани:

а) покровной б) проводящей в) образовательной г) основной

8. Сосуды расположены в зоне:

а) всасывания б) проведения в) роста г) деления

9. Ощипывание кончика корня при пересадке молодых растений называется:

а) прививка б) окучивание в) пикировка г) черенкование

10. Прочность и упругость корня обеспечивает ткань:

а) покровная б) механическая в) проводящая г) образовательная

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Видоизменения корней»

Задание: какую функцию выполняют видоизмененные корни? Назовите, у каких растений они встречаются.

Решите тест:

1. Что представляет собой корень?

а) видоизмененный побег

б) клубень с глазками

в) подземный орган, поглощающий воду и минеральные соли

г) корневище

2. Какое значение имеет корнеплод в жизни растений?

а) в нем откладываются в запас вещества

б) обеспечивает минеральными солями

в) в нем образуются органические вещества

г) обеспечивает водой

3. Видоизмененные корни можно определить по наличию:

б) придаточных корней

в) запаса в них органических веществ

г) корневых волосков

4. В образовании корнеплодов принимает участие:

а) придаточные корни

б) главный корень

в) боковые корни

г) боковые и придаточные корни

5. Корневые клубни появляются в результате утолщения:

а) только придаточных корней

б) главного корня

в) только боковых корней

г) боковых и придаточных корней

6. Корни, какого растения лишены корневых волосков:

а) свеклы

б) георгина

в) орхидеи

г) кувшинки

7. Воздушные корни имеет:

а) орхидея

б) одуванчик

г) морковь

8. Утолщение главного корня имеет:

а) одуванчик

б) свекла

г) орхидея

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Побег и почки»


Задание 1:

Подпишите основные части побега

Задание 2:

Какие почки изображены на рисунке?

Подпишите основные части почек

Решите тест:

1. Что такое побег?

а) часть стебля б) часть корня в) это почки и листья

г) стебель с расположенными на нем листьями или поч­ками

2. Что такое почка?

а) видоизмененный побег б) часть стебля в) орган растения г) зачаточный побег

3. Конус нарастания в почке образован тканью:

а) проводящей б) покровной в) образовательной г) механической

4. Какое растение имеет очередное листорасположение?

5. У какого растения мутовчатое листорасположение?
а) клен б) береза в) сирень г) элодея

6. Из генеративной почки развивается:

а) цветок б) побег в) лист г) корень

7. Вегетативная почка состоит из:

а) черешка и листовой пластинки

б) зачаточного бутона

в) зачаточного стебля и листьев

г) стебля с почками

8. Супротивное расположение листьев служит приспособ­лением к:

а) уменьшению испарения йоды

б) лучшей освещенности

в) усилению испарения

г) размножению

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Внешнее и клеточное строение листа»


Задание 1 :

Подпи­шите строение листа. Какими тканями образованы жилки листа? (рис. А)

Задание 2:

Подпишите части устьица. Какое значение они имеют? (рис. Б)

Решите тест:

1. Какую функцию НЕ выполняет лист?

а) фотосинтез б) газообмен в) запас питательных веществ г) испарение воды

2. У сидячих листьев нет:

а) листовой пластинки б) черешка в) жилок г) устьиц

3. У березы листья:

а) простые б) сложные в) сидячие г) все предыдущее

4. Какой тканью образована жилка листа?

5. Для растений, относящихся к классу двудольных, ха­рактерно жилкование:

а) параллельное б) дуговое в) сетчатое г) параллельное и дуговое

6. Кожица листа образована тканью:

а) покровной б) образовательной в) всасывающей г) проводящей

7. Устьице - это:

а) две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними

б) расстояние между клетками

в) клетки образовательной ткани

г) мертвые клетки с толстыми стенками

8. Воздух поступает в растение, благодаря:
а) прозрачным клеткам кожицы 6) наличию хлоропластов

в) наличию устьиц г) наличию проводящих пучков

9. Верхняя часть основной ткани листа называется:

а) столбчатой тканью б) губчатой тканью в) проводящей тканью г) межклетниками

10. В состав жилки листа НЕ входят:

а) сосуды б) ситовидные трубки в) механические волокна г) устьица

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Влияние среды на строение листа.

Видоизменения листьев»

Задание: подпишите видоизменения листьев у растений, изображенных на рисунке. Какое значение имеют видоизменения для растения?

Решите тест:

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов меж­ду собой и с окружающей их средой, называется:

а) экология

б) фенология

в) ботаника

г) естествознание

2. Растения влажных мест обитания имеют:

а) длинные корни

б) крупные листья

в) восковой налет на листьях

г) листья-колючки

3. Верхние листья гороха превратились в усики, для то­го чтобы:

а) защитить растение от испарения

б) защитить от листогрызущих насекомых

в) поддержать растение в вертикальном положении

г) обеспечить передвижение воды по растению

4. Колючки кактуса:

а) защищают растение от насекомых-вредителей

б) повышают плодовитость растения

в) защищают от болезней

г) защищают от чрезмерного испарения

5. Какое растение имеет видоизмененные листья?

а) сирень

б) барбарис

в) яблоня

6. Какое растение относится к насекомоядным?

а) росянка

б) крапива

в) чертополох

г) зверобой

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Строение стебля»

Задание: Назовите ос­новные части стебля, видимые не вооруженным глазом?

Чем об­разована проводящая ткань?

Решите тест:

1. Какие функции выполняет стебель?

а) выносит листья к свету

б) запасает питательные вещества

в) проводит питательные вещества

г) все вышеперечисленное

2. Твердость стеблю придает вещество, входящее в состав оболочек клеток:

а) лигнин б) хитин в) целлюлоза г) крахмал

3. У какого из перечисленных растений лазающий стебель?

а) кукуруза б) вьюнок в) виноград г) земляника

4. Кожица образована тканью:

а) покровной б) механической в) проводящей г) образовательной

5. Чечевички выполняют функцию:

а) защищают от пыли б) участвуют в газообмене

в) замедляют испарение воды г) защищают от бактерий

6. В стебле органические вещества в запас откладыва­ются в:

а) коре б) камбии в) сердцевине г) древесине

7. Рост стебля в толщину происходит за счет клеток:

а) коры б) камбия в) сердцевины г) древесины

8. Ситовидные трубки состоят:

а) из вытянутых мертвых клеток с одревесневшими стенками

б) из живых вытянутых клеток с отверстиями в попереч­ных стенках

в) из живых клеток разной формы

г) из узких длинных клеток с тонкими оболочкам

9. У какого из растений вьющийся стебель?

а) вьюнок б) подсолнух в) горох г) земляника

10. У какого растения ползучий стебель?

а) малина б) земляника в) хмель г) одуванчик

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Видоизменения побегов»

Задание 1: подпишите строение под цифрами 1-8. Что такое глазки? Как доказать, что клубень - видоиз­мененный побег?

Задание 2 : подпишите строение под цифрами от 9 до 12.

Что такое донце? Как доказать, что луковица - видоиз­мененный побег?

Решите тест:

1. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение корня:

2. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение листа:

а) корневище б) клубень в) корнеплод г) колючки

3. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение стебля:

а) корневище б) корнеклубень в) корнеплод г) колючки

4. Какую функцию выполняет корневище?

а) укрепляет растение в почве б) хранит запас питательных веществ

в) участвует в размножении г) все вышеперечисленное

5. Подземные побеги, на которых развиваются клубни называются:

а) столоны б) глазки в) донце г) корневище

6. У каких растений встречается такое видоизменение стебля как клубень?

а) морковь б) топинамбур в) тюльпан г) горох

7. У каких растений встречается такое видоизменение стеб­ля как луковица?

а) пырей б) топинамбур в) нарцисс г) горох

8. Надземные видоизменения побега - колючки встреча­ются у:

а) кактуса б) шиповника в) боярышника г) сосны

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Цветок. Соцветия»




Задание 1 : подпишите строение цветка. Какой околоцвет­ник у данного цветка?

Задание 2: подпишите части пестика и тычинки. Почему эти части цветка называются главными?

Задание 3: какие типы соцветий изображены на рисунке? Приведите примеры растений с этими соцветиями.

Решите тест:

1. Цветок - это орган растения, который обеспечивает:

а) семенное размножение б) образование гамет в) оплодотворение г) все перечисленное

2. Главные части цветка:
а) лепестки венчика б) чашелистики в) пестик и тычинки г) цветоложе

3. Околоцветник называется двойным, если есть
а) чашечка и венчик б) только чашечка в) только венчик г) лепестки венчика

4. Неправильный цветок у:

а) яблони б) гороха в) тюльпана г) капусты

5. Семена развиваются из:

а) рыльца пестика б) пыльника в) стенок завязи г) семязачатка

6. Цветки обоеполые у:

а) ивы и вишни б) ржи и пшеницы в) огурца и сливы г) огурца и кукурузы

7. Двудомные растения - это:

а) ива и вишня б) вишня и яблоня в) огурец и слива г) тополь и ива

8. Соцветие кисть у:

а) сирени б) черемухи в) клевера г) вишни

9. Соцветие корзинка у:

а) пшеницы б) примулы в) одуванчика г) кукурузы

10. Каково биологическое значение соцветий?

а) мелкие невзрачные цветки становятся заметными б) образуют больше пыльцы

в) лучше привлекают насекомых г) все вышеперечисленное

Контрольно-измерительные материалы

Биология относится к естественным наукам. Основными методами познания законов жизни являются наблюдение и эксперимент. Овладение этими методами имеет не только научное, образовательное, но также развивающее и воспитательное значение.

К.А. Тимирязев писал: «... люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».

В преподавании биологии разработаны разнообразные формы экспериментально-исследовательской работы учащихся. Это демонстрационный эксперимент, лабораторные и практические работы камерального характера, экскурсии, фенологические наблюдения, полевые практики, экспедиции и летние задания. Каждая форма играет свою роль в учебно-воспитательном процессе, отличаясъ степенью индивидуализации и сложностью организации, масштабностью выполняемой работы и широтой вовлечения учащихся в активную деятельность.

В нашей гимназии мы предлагаем ученикам летние творческие задания. С 1995 г. в рамках многолетнего творческого общегимназического проекта «Летняя гимназия» они входят в систему внеурочной проектной и экскурсионно-исследовательской деятельности учащихся и учителей гимназии по биологии, географии, экологии, истории, физике, химии, информатике, математике, иностранным языкам совместно с преподавателями и студентами высших учебных заведений городов Шуя и Иваново.

Летние задания выполняются в наиболее благоприятный период года, когда интенсивно протекают все процессы жизнедеятельности и происходят заметные изменения в живой природе. Летом наиболее велика близость людей с природой, активность общения с ней.

Разработанная нами система летних творческих заданий для учащихся 5–10-х классов включает подготовительный, рабочий и отчетный этапы. Тематика работ охватывает весь курс школьной биологии.

Предлагаются задания разного уровня. Ребята могут выбрать задание в соответствии со своими интересами и возможностями. При выполнении задания учащиеся получают методическую помощь:

– по разным видам заданий составлены инструктивные карточки;
– накоплена подборка методик биоэкологических исследований,
– организуются индивидуальные и групповые консультации в течение учебного года и в каникулярное время.

Исследовательская деятельность старшеклассников летом связана в основном с экологическим мониторингом окружающей среды в районах проживания. Таким образом, они становятся участниками коллективного исследовательского проекта «Мы и наш город».

Подобная работа в микрорайоне нашей гимназии нацелена на составление экологического паспорта уникальной территории центра г. Шуя для присвоения ей в перспективе статуса памятника природы. Это многолетний экологический проект, включающий полевые исследования, химические анализы, биологическую индикацию. Работой руководят учителя биологии, географии, химии, научными руководителями проекта являются преподаватели естественно-географического факультета Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ).

Экскурсии естественнонаучного профиля проводятся по трем основным направлениям: медицинскому, сельскохозяйственному и экологическому.

Летние задания для учащихся 10-го естественно-научного класса тесно переплетаются с их деятельностью во время творческой практики в летнем профильном лагере «Ясень». Для выпускников физико-математического класса интересна разработка тем по бионике, техническому воплощению совершенных принципов строения и функционирования живых систем:

– биомеханические модели,
– живые метеостанции,
– биосвязь, биолокация и навигация,
– красота и целесообразность в архитектуре и др.

Важнейшим результатом своей работы считаем успехи наших учащихся. Они становятся призерами и победителями городских и областных олимпиад по биологии и экологии; призерами городских конкурсов исследовательских работ учащихся в области экологии и дипломантами областных экологических конференций.

Выпускники 9-х и 11-х классов ежегодно на итоговой аттестации защищают рефераты исследовательского характера. Свои исследовательские работы и коллективные проекты наши учащиеся представляют на научной конференции студентов естественно-географического факультета ШГПУ.

Тематика летних заданий по курсу «Растения, бактерии, грибы, лишайники»

1. Общее знакомство с цветковыми растениями

1.1. Органы цветкового растения.
1.2. Однолетние и двулетние растения.
1.3. Многообразие деревьев.
1.4. Многообразие кустарников.
1.5. Многообразие кустарничков.

2. Корень

2.1. Типы корневых систем.
2.2. Влияние пикировки на развитие корневых систем.
2.3. Влияние удобрений на рост и развитие растений.

3. Побег

4. Цветок и плод

4.1. Обоеполые цветки с простым и двойным околоцветником.
4.2. Раздельнополые цветки. Однодомные растения.
4.3. Раздельнополые цветки. Двудомные растения.
4.4. Виды соцветий.
4.5. Многообразие сухих плодов.
4.6. Распространение плодов и семян ветром.

5. Экология растений

5.1. Растения луга.
5.2. Растения леса (смешанного, соснового, елового).
5.3. Растения сухих мест обитания.
5.4. Водные и прибрежные растения.
5.5. Растения болот.
5.6. Эфемероиды.

6. Классификация цветковых растений

6.1. Строение цветков растений различных семейств.
6.2. Многообразие растений различных семейств.

7. Сельскохозяйственные растения

7.1. Фазы развития пшеницы.
7.2. Многообразие масличных культур.
7.3. Многообразие плодово-ягодных культур.

8. Основные отделы растений

8.1. Многообразие водорослей.
8.2. Многообразие моховидных.
8.3. Многообразие папоротникообразных.
8.4. Многообразие голосеменных растений.

9. «Бактерии. Грибы. Лишайники»

II. Опытническая работа

Сортоизучение полевых, овощных, плодово-ягодных, декоративных растений.
Изучение эффективности разных способов вегетативного размножения:

– картофеля целыми клубнями, верхушками, глазками, ростками;
– крыжовника горизонтальными, дуговидными, вертикальными отводками;
– смородины одревесневшими и зелеными черенками;
– чеснока воздушными луковичками и зубками;
– пионов делением куста, черенками, отводками.

Изучение влияния на рост, развитие, урожайность растений таких агроприемов, как:

различные способы предварительной обработки посадочного материала (прогревание, закаливание, яровизация, химическое воздействие, облучение и др.);
– сроки посева, окучивание, орошение, рыхление;
– пасынкование, пинцировка, пикировка;
– изменение площади питания, использование пленочных укрытий;
– использование разных видов удобрений (органических, минеральных, бактериальных), их дозы, способы внесения и т.д.

III. Наблюдения, исследования в природе, проектная деятельность

Изучение влияния различных факторов на рост и развитие растений.
Изучение состояния деревьев и кустарников в районе проживания.
Лихеноиндикация состояния воздуха в районе проживания.
Изучение приспособлений растений к перекрестному опылению.
Изучение растительного сообщества стоячего водоема.
Проектная деятельность по фитодизайну.
Отчеты об экскурсиях в музеи, ботанические сады, в природные сообщества.
Фенологические наблюдения.

Инструктивная карточка

Изготовление наглядного пособия (раздаточного материала) «Фазы развития пшеницы»

2. Наблюдайте за ее развитием, фиксируя даты:

1) всходов,
2) появления третьего листа,
3) кущения,
4) выхода в трубку,
5) колошения,
6) цветения,
7) созревания (молочной, восковой, полной зрелости).

3. Выкапывайте и засушивайте по нескольку растений в каждой фазе развития.

4. Аккуратно смонтируйте растения в разных фазах развития в наблюдаемой последовательности на плотном листе бумаги форматом А4 с указанием фаз и дат их появления.

5. Приготовьте 5–15 таких монтажей.

6. Сопроводите свое наглядное пособие описанием биологических особенностей культуры и сорта.

Папорков М.А. и др.

Инструктивная карточка

Изучение приспособлений растений к перекрестному опылению

1. Определите способы опыления у различных видов растений с помощью простых визуальных наблюдений.

2. Установите вблизи цветка предметные стекла, смазанные вазелином. Рассмотрите под микроскопом прилипшую к стеклу пыльцу исследуемых видов растений, опишите и зарисуйте ее.

3. Внимательно рассмотрите строение цветков разных растений. Выясните, как они приспособлены к определенному типу опыления. Опишите и зарисуйте цветки и имеющиеся у них приспособления.

4. Проведите наблюдения за «поведением» цветков. Выясните время их раскрывания, опишите и зарисуйте последовательность отгибания, раскручивания лепестков, вытягивания тычинок, изменения положения цветка и т.д. Определите продолжительность жизни цветка.

5. Проследите за «поведением» соцветий, расположением в них цветков. Выясните, одинаковы ли цветки в соцветии, одновременно ли они раскрываются.

6. Пронаблюдайте за поведением насекомых на исследуемых растениях: какие насекомые посещают цветки, как насекомое садится на цветок, как долго на нем находится. Проследите за движениями ног и ротового аппарата насекомого. Подсчитайте частоту посещения насекомыми цветка за один час в разное время суток.

7. Можно проследить за особенностями опыления одного вида растений в разных условиях (в лесу, на лугу, на опушке…).

8. Установите связь строения и «поведения» цветков и соцветий растений, насекомых.

9. Составьте отчет о проделанной работе, используя описания, рисунки, фотографии.

Выступите с сообщением на уроке, школьной экологической конференции.

1. Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике для 5–6-х классов. – М.: Просвещение, 1967. С. 84–93.
2. Жизнь растений. Т. 5 (1). – М.: Просвещение, 1980. С. 55–78.
3. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. Для учащихся 5–6-х кл. – М.: Просвещение, 1985. С. 63–80.

Инструктивная карточка

Проведение опыта по теме: «Влияние посадочного материала на урожай картофеля»

1. Этот опыт сопровождается отработкой навыков по ведению дневника исследований. Оформите титульный лист дневника: тема опыта, кем выполнен (фамилия, имя учащегося, класс, школа, город, область), руководитель опыта, год закладки опыта.

2. Цель опыта.

3. Биологические особенности культуры, сорта.

4. Схема опыта: варианты, повторность, размер делянки (кв. м), площадь под опытом, чертеж расположения делянок и повторностей.

5. Описание участка: рельеф, почва, засоренность, предшественник, удобрения.

6. Календарный план работы по проведению опыта.

Наименование работ

Дата по плану

Дата выполнения

Посадка верхушек клубней в ящик

Высадка ростков в ящик
Закладка клубней на яровизацию
Разрезка клубней на глазки, высадка их в ящик
Подготовка почвы
Укоренение побегов с глазков
Высадка в грунт рассады, клубней
Рыхление через 5–10 суток после посадки
Полив в засушливую погоду (2–3 ведра на кв. м)
Первое окучивание и прополка
Подкормка: 10 л на 12 шт. (30 г сульфата аммония,
40 г двойного суперфосфата, 70 г хлористого калия)
Второе окучивание, прополка
Уборка, учет, сортировка

7. Наблюдение за ростом и развитием растений.

8. Уборка и учет урожая.

9. Вывод по опыту и его биологическое обоснование.

10. Заключение учителя, оценка работы.

Папорков М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.

Тематика летних заданий по курсу «Животные»

I. Изготовление учебно-наглядных пособий

Коллекции демонстрационные

1. Раковины моллюсков.
2. Отряд Жесткокрылые, или Жуки.
3. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки.
4. Отряд Двукрылые, или комары и мухи.
5. Отряд Перепончатокрылые.
6. Отряд Полужесткокрылые, или Клопы.
7. Отряд Прямокрылые.
8. Отряд Стрекозы.
9. Строительное искусство ручейников.
10. Листья, поврежденные насекомыми.
11. Удивительные перышки.

Коллекционный раздаточный материал

1. Раковины моллюсков.
2. Туловищные и хвостовые позвонки рыб.
3. Чешуя различных видов рыб.
4. Майский жук.
5. Известковая скорлупа яйца птицы.
6. Виды перьев птицы.

II. Проведение наблюдений и экспериментов

Получение культуры инфузорий, изучение их строения и поведения.
Обнаружение гидр в естественном водоеме, изучение их строения, поведения, размножения.
Содержание планарий в аквариуме, изучение их строения, поведения, способов размножения.
Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей.
Изучение внешнего строения, поведения и размножения прудовика обыкновенного.
Изучение внешнего строения, поведения и развития:

– бабочки капустной белянки (капустной моли, яблонной моли, яблонной плодожорки);
– кольчатого шелкопряда (озимой совки и др.);
– жука колорадского (щелкуна, божьей коровки, жужелицы и др.);
– перепончатокрылых: муравьев, пчел, ос, шмелей, пилильщиков и др.;
– двукрылых: комаров (кусаки, звонца, пискуна), мошек, мокрецов и др.;
– ручейников;
– пауков (крестовика, серебрянки, доломедоса и др.).

Изучение внешнего строения, поведения и развития рыб.
Выведение новых пород аквариумных рыбок.
Наблюдение за развитием и поведением травяной лягушки (серой жабы, обыкновенного тритона).
Наблюдения за пресмыкающимися.
Наблюдения за птицами.
Наблюдения за домашними животными.

Инструктивная карточка

Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей

Семейство настоящих дождевых червей, или люмбрицид, (Lumbricidae ) включает около 300 видов. Наиболее обычен в средней полосе Европейской части России вид дождевой червь обыкновенный, или большой красный выползок, (Lumbricus terrestris ), отличающийся крупными размерами, уплощенным и расширенным хвостовым концом и интенсивной окраской спинной стороны передней трети тела. Этот вид удобен для наблюдений и экспериментов.

1. Отловите несколько экземпляров червя дождевого обыкновенного, поместите одного из них на ровную поверхность и изучите его внешнее строение.

– Какова форма тела дождевого червя?
– Почему дождевого червя называют кольчатым?
– Найдите передний (более утолщенный и темный) и задний концы тела червя, опишите их окраску.
– Найдите на теле червя утолщение – поясок. Подсчитайте, сколько члеников тела его образуют.

Поверните червя брюшной стороной вверх, проведите смоченным водой пальцем по брюшной стороне от заднего конца тела к головному. Что чувствуете? Пустите червя ползать по бумаге. Что слышите?

При помощи лупы отыщите щетинки, опишите их расположение и значение.

Определите, с какой скоростью передвигается червь по стеклу и по шероховатой бумаге, как при этом меняется форма, длина и толщина тела. Объясните наблюдаемые явления.

2. Пронаблюдайте, как реагирует червь на действие раздражителей. Прикоснитесь к нему иглой. Поднесите к переднему концу тела кусочек лука, не дотрагиваясь до червя. Осветите фонариком. Что вы наблюдаете? Объясните, что происходит.

3. Сделайте узкостенный садок из двух одинаковых стекол (12×18 см) и прокладки между ними (резиновая трубка, деревянные бруски). Скрепите между собой стекла при помощи скобок, вырезанных из тонкой жести. Можно воспользоваться и двумя стеклянными банками (пол-литровой и майонезной), поставив меньшую из них в большую.

4. Насыпьте в садок небольшой (около 4 см) слой увлажненной перегнойной земли, затем слой песка и снова перегной. Поместите на поверхность садка 2–3 небольших дождевых червей. Пронаблюдайте, как черви будут закапываться в верхний слой почвы. Попробуйте ухватить полузарывшегося червя за конец тела, чтобы вытащить его обратно. Легко ли это сделать? Почему?

5. Подробно описывайте, зарисовывайте или фотографируйте изменения в состоянии грунта в садке каждые 3–5 дней. Исследуйте внутреннюю поверхность ходов дождевого червя. Каково значение слизи для жизни червя в почве?

6. Поместите 3–4 червей в стеклянную банку и насыпьте до половины банки чистый песок. Поддерживайте песок сырым, выкладывайте на поверхность песка опавшие листья, ботву различных растений, кусочки вареного картофеля. Проследите, что с ними происходит. По истечении месяца измерьте толщину образовавшегося перегноя, сделайте вывод о влиянии дождевых червей на состав и структуру почвы, ее плодородие.

7. Составьте подробный отчет о выполнении экспериментов и своих наблюдениях, сопроводив описание рисунками, фотографиями. Оцените значение деятельности дождевых червей в природе и для человека.

1. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.
2. Браун В. Настольная книга любителя природы / Пер. с англ. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985.
3. Жизнь животных. Т. 1. С. 387. – М.: Просвещение, 1988.

Инструктивная карточка

Наблюдение за домашними животными

1. История одомашнивания данного вида животного.
2. Биологические и хозяйственно ценные особенности данной породы.
3. История появления данного животного в вашем доме.
4. Внешний вид животного (размеры, вес тела, окраска покровов).
5. Условия содержания:

– помещение и его характеристика (площадь, объем, температура, освещенность, вентиляция);
– выгул – устройство, его значение;
– уборка помещения: частота и средства.

6. Кормление:

– корма, их подготовка к скармливанию;
– биологическое обоснование кормового рациона;
– режим кормления;
– кормушки, поилки, их устройство.

7. Поведение животного, его характер, привычки. Значение условных рефлексов для ухода за животным. (Какие условные рефлексы, как и с какой целью вы выработали у своего животного?)
8. Получение потомства и особенности ухода за ним. Взаимоотношения между полами и поколениями.
9. Меры профилактики наиболее распространенных заболеваний и лечение больных животных.
10. Ваши взаимоотношения с животным. Их значимость для вас и для него.
11. Составьте отчет о проделанной работе, используя описания, зарисовки, фотографии, литературные материалы.

1. Акимушкин И.И. Мир животных: рассказы о домашних животных. – М.: Мол. гвардия, 1981.
2. Онегов А. Школа юннатов. – М.: Дет. лит., 1990.
3. Хэрриот Дж. Обо всех созданиях – больших и малых / Пер. с англ. Под ред. Д.Ф. Осидзе. – М.: Мир, 1985.

Тематика летних заданий по курсу «Человек и его здоровье»

1. Изучение факторов, влияющих на рост и физическое развитие организма:

1) анкетирование по темам:

– состояние своего здоровья,
– степень тревожности,
– характер питания,
– двигательная активность,
– режим дня;

2) самоконтроль показателей своего физического развития в течение летнего периода (учебного года);
3) прогнозирование своего роста с помощью различных методик;
4) определение гармоничности физического облика своих родителей;
5) анализ факторов, влияющих на физическое состояние организма, и определение путей самосовершенствования.

2. Проведение эксперимента по формированию и торможению условного рефлекса, наблюдение за рефлекторным поведением человека и животных.

3. Работа по профессиональной самоориентации «Выбор профессии».

4. Сочинение-реферат на тему «Красота как биологическая целесообразность».

Инструктивная карточка

Формирование и торможение условного рефлекса

1. Примерная схема выработки и торможения условного рефлекса на время у человека:

– заводите будильник на одно и то же время,
– определите, через сколько дней вы начали самостоятельно просыпаться к этому времени,
– не заводите будильник и не соблюдайте время подъема,
– определите, через какой срок исчезнет выработанный рефлекс просыпания в определенное время,
– дайте физиологическое объяснение наблюдаемым явлениям.

2. Примерная схема выработки торможения условного рефлекса у животных:

– проводите регулярную работу по приучению собаки к выполнению какой-либо команды, поощряя ее правильные действия лакомством,
– определите, через какое время собака, не дожидаясь лакомства, уверенно начинает выполнять команду,
– далее не поощряйте собаку,
– определите, через какое время она перестает реагировать на вашу команду,
– представьте дневник наблюдений,
– дайте физиологическое обоснование наблюдаемым явлениям.

3. Попробуйте предложить свои схемы выработки и торможения условного рефлекса у человека или животного.

4. Пронаблюдайте естественную выработку и торможение различных условных рефлексов у себя, близких и знакомых людей, домашних животных. Представьте описание и физиологическое объяснение наблюдаемых рефлексов.

1. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: человек и его здоровье. Учебник для 9-го класса средней школы. – М.: Просвещение, 1990. § 49–50.
2. Рохлов В.С. Биология: Человек и его здоровье. 8-й кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2005.
§ 23–27.

Инструктивная карточка

Работа по профессиональной самоориентации

Выбор профессии – очень важный момент в жизни каждого человека. От удачности этого выбора будет зависеть ваше материальное благополучие, ваша духовная удовлетворенность, ваше счастье. Работа над заданием позволит вам более осознанно сделать этот важный жизненный выбор – выбор профессии.

1. Начните выбор профессии с диагностики выраженности интересов вашей личности. Для этого необходимо пройти специальные психологические тесты с помощью школьного психолога или работников местного Центра занятости населения.

2. Постарайтесь познакомиться с выбранной профессией получше, составьте как можно более полную ее характеристику по следующему примерному плану:

– личная значимость профессии,
– общественная востребованность данной профессии,
– физический и психический компоненты, условия труда в выбранной профессии.

3. Определите соответствие личных качеств требованиям выбранной профессии:

состояние здоровья,
– физическая подготовленность,
– направленность интересов,
– особенности мышления, памяти,
– контактность и др.

4. Составьте программу возможного самосовершенствования в выбранном направлении.

1. Клинков С.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
2. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: человек и его здоровье. Учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1990. § 56–57.

Тематика летних заданий по курсу «Общая биология»

I. Изготовление учебно-наглядных пособий (раздаточного материала к лабораторным работам)

Темы лабораторных работ и необходимые пособия

1. Морфологические особенности растений разных видов: гербарий разновидностей пшеницы, ячменя, ржи и др.
2. Фенотипы местных сортов растений: гербарий разных сортов одного вида пшеницы, ячменя, ржи и др.
3. Изменчивость организмов: гербарии, коллекции семян и плодов полиплоидных растений.
4. Построение вариационного ряда и вариационной кривой модификационной изменчивости признака: наборы листьев одного дерева, кустарника; коллекции плодов и семян одного самоопыляющегося растения (гороха и др.)
5. Приспособленность организмов: гербарий растений разных мест обитания; коллекция «Приспособительные изменения в конечностях насекомых» (майский жук, жужелица, медведка, комнатная муха, клоп гладыш).

II. Экспериментально–опытническая, проектная деятельность

Тема «Основы генетики»

1. Основные закономерности наследования признаков.

Моногибридное скрещивание: «Наследование признаков окраски семян у гороха (кукурузы)».
Неполное доминирование: «Наследование признаков остистости у пшеницы»; «Наследование окраски околоцветника у ночной красавицы (львиного зева, космеи)».
Дигибридное скрещивание: «Наследование приз-наков окраски и формы семян у гороха»; «Наследо-
вание формы и окраски плодов у томатов».
Анализирующее скрещивание: «Выяснение чис-
тосортности гороха с желтыми гладкими семенами».
Взаимодействие генов: «Наследование формы плодов у тыквы»; «Наследование окраски плодов у тыквы»; «Наследование способности земляники образовывать усы».
Сцепленное наследование: «Наследование признаков окраски семян и характера эндосперма у кукурузы».
Сцепленное с полом наследование: «Закономерности наследования окраски оперения у кур (канареек)».

2. Основные закономерности изменчивости признаков.

«Закономерности модификационной изменчивости признаков у организмов».
«Изучение полиплоидов у пшениц, сахарной свеклы».
«Знакомство с генными мутациями, иллюстрирующими закон гомологических рядов в наследственной изменчивости».

Тема «Основы селекции»

«Изучение различных видов, разновидностей и сортов капусты, пшеницы, подсолнечника и др.».
«Изучение гетерозиса у томатов».
«Проведение индивидуального отбора у пшеницы».
«Проведение массового отбора у ржи».
«Получение новых сферотекоустойчивых сортов крыжовника на основе межвидовой гибридизации».
«Изучение пород кур с разным направлением продуктивности».
«Изучение пород кроликов с различной окраской и качеством шерсти».

Тема «Эволюционное учение»

Роль изменчивости в эволюции: «Изучение изменчивости признака в популяции».
Внутривидовая борьба за существование: «Влияние густоты посадки (площади питания) на рост, развитие и урожай моркови, на продолжительность цветения астр и др.».
Межвидовая борьба за существование: «Изучение взаимного угнетения видов на дарвиновской площадке»; «Изучение взаимного благоприятствования видов в совместных посевах гороха и овса, кукурузы и фасоли, люцерны и житняка и др.».

Тема «Основы экологии»

Изучение влияния различных абиотических факторов на рост и развитие растений.

«Влияние длины дня на развитие растений длинного дня. Опыт с редисом».
«Влияние длины дня на развитие растений короткого дня. Опыт с просом».
«Влияние среды обитания на рост и развитие стрелолиста».
«Влияние различной освещенности на рост и развитие одуванчика».
«Влияние различной освещенности на окраску листьев колеуса».
«Влияние изменения температуры на окраску цветков у китайской примулы».
«Влияние температуры на окраску шерсти кроликов».

Тема «Биосфера и научно-технический прогресс»

Коллективный исследовательский проект «Мы и наш город»

«Проблема чистой воды».
«Воздух, которым мы дышим».
«Город и бытовые отходы».
«Производство и потребление энергии в городе».
«Промышленность города. Экологические проблемы, поиски решения».
«Автомобиль в городе. Проблемы, поиски решения».
«Зеленые зоны города».
«Дачный участок как экосистема».
«Жилье человека в городе».
«Экологическое состояние школьных помещений».
«Мои потребности и экология».
«Здоровье горожанина».
«Город будущего – будущее города».

Коллективный исследовательский проект «Мас терская природы»

«Бионика – наука величайших возможностей».
«Мир ощущений».
«Живые барометры, гигрометры, сейсмографы».
«Биомеханика».
«Гармония красоты и целесообразности».
«Биологическая связь».

3. Реферативные работы.

«Близнецовый метод в генетике человека».
«Величие и трагедия отечественной генетики».
«Лысенко против Вавилова – истина не посередине».
«Жизнь и деятельность Чарльза Дарвина».
«Теория естественного отбора – сторонники и противники».
«Гипотезы происхождения жизни на Земле».
«Гипотезы происхождения человека».
«Ритмы жизни».
«Разнообразие жизни на планете как уникальная ценность».

Инструктивная карточка

Изучение изменчивости признака в популяции

1. В течение летнего периода соберите материал по внутривидовой изменчивости признака (у 25–50 особей одного вида, породы, сорта).

2. Это могут быть такие признаки, как:

– рост детей (мальчиков и девочек отдельно);
– размер жуков (майских, колорадских и др.);
– суточный удой группы коров одной породы;
– величина колосьев пшеницы, ржи;
– величина цветков томатов (огурцов, земляники и т.д.) одного сорта;
– величина плодов, семян, число семян в плоде у растений гороха, бобов, фасоли одного сорта;
– величина клубней растений картофеля одного сорта, не относящихся к одному лону;
– размер желудей, собранных в дубовой роще;
– размер цыплят одного возраста одной породы;
– размер яиц кур одной породы и т.д.

3. Обработайте собранный материал:

– составьте вариационный ряд выраженности исследуемого признака в популяции и укажите частоту встречаемости каждого варианта;
– определите среднюю величину данного признака в популяции;
– постройте график зависимости между величиной признака и частотой его встречаемости в популяции.

4. Установите закономерность изменчивости данного признака в популяции.

5. Оформите работу на листе формата А4.

6. Используйте полученные результаты при изучении вопроса «Формы естественного отбора в популяциях».

7. Подумайте:

– в чем различие понятий «генофонд популяции» и «генотип организма»;
– в чем различие формирования средней величины признака организма и средней величины признака популяции;
– в чем заключается биологическое значение изменчивости признака организма и изменчивости признака в популяции организмов.

Беляев Д.К. и др. Общая биология: Учеб. для 10–11-х кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001. § 30, 44.

Экскурсионная деятельность в период летней творческой практики

Медицинское направление

I. Станция переливания крови.

1. Значение донорской крови.
2. Требования к донору.
3. Подготовка материалов и оборудования.
4. Техника взятия крови и плазмофореза.
5. Система анализов крови.
6. Консервация и хранение крови.
7. Требования к работникам СПК: должностные обязанности, уровень образования и квалификации, личностные качества.

II. Муниципальная производственная аптека.

1. Место аптеки в системе медицинского обслуживания.
2. Отделы аптеки, их назначение и оборудование.
3. Требования к работникам аптеки: должностные обязанности, уровень образования и квалификации, личностные качества.
4. Перспективы развития аптечного дела.

III. Наркологический диспансер.

1. Наркотические вещества: их разнообразие, происхождение, воздействие на организм человека.
2. Значение наркологической службы, ее организация.
3. Отделы наркодиспансера, их назначение и оборудование.
4. Ситуация с распространением наркотиков в РФ, Ивановской области, г.о. Шуя и Шуйском районе.
5. Профилактическая работа.
6. Требования к работникам наркодиспансера: должностные обязанности, уровень образования и квалификации, личностные качества.

IV. Шуйский районный кожно-венерологический диспансер.

1. Понятие о венерических заболеваниях.
2. Характеристика наиболее распространенных венерических заболеваний.
3. Медицинские и социальные проблемы, связанные с венерическими заболеваниями.
4. Отделы кожно-венерологического диспансера, их назначение и оборудование.
5. Ситуация с распространением венерических заболеваний в РФ, Ивановской области, г.о. Шуя и Шуйском районе.
6. Профилактическая работа.
7. Требования к работникам кожно-венерологического диспансера: должностные обязанности, уровень образования и квалификации, личностные качества.

Сельскохозяйственное направление

I. Зональная ветеринарная лаборатория.

1. Историческая справка.
2. Назначение лаборатории.
3. Основные отделы лаборатории, их задачи и оборудование.
4. Ситуация с распространением заболеваний животных в РФ, Ивановской области, г.о. Шуя и Шуйском районе.
5. Проблемы и перспективы данного подразделения ветеринарной службы в РФ, Ивановской области, г.о. Шуя и Шуйском районе.
6. Требования к работникам ветеринарной лаборатории: должностные обязанности, уровень образования и квалификации, личностные качества.

II. Ветеринарная лаборатория на центральном рынке.

1. Назначение лаборатории, оборудование.
2. Основные направления и объем исследований.
3. Ситуация с состоянием с/х продукции, поставляемой на центральный рынок.
4. Проблемы и перспективы данного подразделения ветеринарной службы в РФ, Ивановской области, г.о. Шуя и Шуйском районе.
5. Требования к работникам ветеринарной лаборатории: должностные обязанности, уровень образования и квалификации, личностные качества.

III. Ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных.

1. Назначение станции, ее структура и оборудование.
2. Наиболее распространенные заболевания животных, объем ветеринарной помощи.
3. Проблемы и перспективы данного подразделения ветеринарной службы в РФ, Ивановской области, г.о. Шуя и Шуйском районе.
4. Требования к работникам ветеринарной станции: должностные обязанности, уровень образования и квалификации, личностные качества.

IV. Тепличное хозяйство АОЗТ «Шуйское».

1. Производственное направление хозяйства.
2. Биологические особенности выращиваемых культур.
3. Технологический цикл выращивания различных культур.
4. Особенности сортов, используемых для закрытого грунта.
5. Рентабельность хозяйства, перспективы развития.
6. Требования к работникам тепличного хозяйства: должностные обязанности, уровень образования и квалификации, личностные качества.

V. Маслоэкстракционный завод.

1. История завода.
2. Сырье, продукция, рынок сбыта.
3. Технологический цикл.
4. Основные цеха, их назначение и оборудование.
5. Экономические и экологические проблемы завода, перспективы развития.
6. Численность работников, кадровый состав, должностные обязанности, личностные качества.

Экологическое направление

I. Комитет по экологии.

1. История создания комитета, нормативные документы, лежащие в основе его деятельности.
2. Цель, задачи, структура комитета.
3. Штат, профессии. Финансирование.
4. Экологические проблемы города: загазованность, мусор, озеленение.

II. Городские головные водозаборные сооружения.

1. История создания городских головных водозаборных сооружений.
2. Технологический цикл очистки речной воды, подаваемой в городскую водопроводную сеть:

– забор воды,
– система механической и химической очистки воды, оборудование, значение,
– химический и бактериологический анализ воды, оборудование лаборатории,
– водосборный бассейн, его площадь, обустройство.

3. Экологические и экономические проблемы водозаборных сооружений, пути их решения.
4. Обслуживающий персонал: образование, должностные обязанности, личностные качества.

III. Городские очистные сооружения.

1. История создания городских очистных сооружений.
2. Технологический процесс очистки сточных вод: этапы, физико-химические и биологические основы, оборудование.
3. Анализ качества воды, сбрасываемой в р. Тезу.
4. Оборудование химической лаборатории.
5. Экономические проблемы действующих городских очистных сооружений и перспективы их развития.
6. Обслуживающий персонал: образование, должностные обязанности, личностные качества.

IV. Городские свалки и полигон твердых бытовых отходов (ТБО).

1. Проблема мусора в городе и перспективы ее решения.
2. Полигон ТБО в районе д. Кочнево:

– выбор места, оборудование,
– эксплуатация полигона,
– рекультивация земель.

3. Экономические проблемы, связанные с эксплуатацией полигона ТБО.

V. Водные и прибрежные растения реки Теза.

1. Характеристика водной среды обитания.
2. Видовой состав водных и прибрежных растений.
3. Приспособительные морфолого-анатомические и биологические особенности водных и прибрежных растений.
4. Роль водных и прибрежных растений в природном сообществе.
5. Растения – биоиндикаторы качества воды.
6. Практическое использование водных и прибрежных растений.

VI. Родниковский ботанический сад доктора Салеева.

1. Цель и история создания сада.
2. Отделы сада.
3. Видовое и сортовое разнообразие растений.
4. Виды декоративных композиций.
5. Направления работы сада, перспективы развития.

VII. Муравейник как модель экологических связей.

1. Местоположение, размеры, форма муравейника, его конструкция, строительный материал.
2. Характеристика почвы: структура, плотность, влажность, температура, механический состав, рН.
3. Внутривидовые отношения: связь внешнего строения и поведения муравьев с характером их деятельности.
4. Направление и протяженность муравьиных троп, рацион муравьев.
5. Выводы.

VIII вида

Тема урока Внешнее строение листа. Многообразие листьев.

Цель: Выяснить особенности внешнего строения листа, как важной составной части побега.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся знаний о листе как важной составной части побега; научить распознавать листья по типам жилкования, по способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья.

Развивающие: развитие познавательной деятельности через работу с видео презентацией, наглядным и раздаточным материалом (гербарий и комнатные растения); формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать культуру речи , интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах, воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование : компьютер, проектор; гербарные экземпляры листьев; инструктивная карточка Лабораторная работа «Листья простые и сложные».

План УРОКА

1. Ввод в тему урока. Определение темы, постановка учебных задач.

2. Повторение пройденного по теме «Побег».

3. Распознавание различительных признаков листа (по форме, по способу прикрепления, по типам жилкования)

4. наблюдения гербарных экземпляров и выделение изученных признаков внешнего строения листа. Обобщение знаний в таблице.

5. практическая сам. работа с наблюдением комнатных растений, применение изученных на уроке знаний.

6. решение учебной задачи повышенного уровня (представление растительного материала с видоизмененными листовыми пластинами (алое, кактус, аспарагус) – приспособление растений к существованию в неблагоприятных условиях внешней среды.

7. Рефлексия.

8. Постановка учебной цели на следующий урок.

ХОД УРОКА

Этап урока

Предполагаемые действия(ответы) учащихся

1.Ввод в тему урока. Определение темы, постановка учебных задач.

Презентация

Видео ряд фотографий с изображением растений с разными по форме, по виду, по цвету листьями

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Тема: Внешнее строение листа. Многообразие листьев

Что бы вам хотелось узнать о листьях растений?

О растениях, о листьях растений.

Запись темы урока в тетради (листе заданий)

Что такое лист(определение)

Как различаются листья

Какое значение имеют листья в жизни растений и др.

2.Повторение пройденного по теме «Побег».

Подписать название частей растений

проверить

Выполнение задания самостоятельно

Проверка по образцу (на слайде). Самооценка своих знаний.

Пром. вывод: Лист - орган растения.

3.Распознавание различительных признаков листа (по форме, по способу прикрепления, по типам жилкования)

Наблюдения за разными листьями, выделение отличительных признаков

Различие листьев по количеству листовых пластинок

Простые и сложные (выборка номеров и запись в табличке. Самопроверка по образцу-слайд) Самооценка.

Черешковые и сидячие (устный ответ)

Виды жилкования (с опорой на образец) – обьяснение учителя.

Пром. вывод: листья различают по количеству листовых пластин, по способу прикрепления к стеблю, по виду жилкования.

4. наблюдения гербарных экземпляров и выделение изученных признаков внешнего строения листа. Обобщение знаний в таблице .

На каждую парту выданы гербарные образцы растений с различными видами жилкования (сетчатое, параллельное, дуговое)

Наблюдение предложенных образцов

Сравнение, выделение отличительных признаков листовых пластинок

Обобщение наблюдений в таблице

Взаимопроверка, оценивание

Пром. вывод: растения с стчатым и пальчатым жилкованием относятся к классу двудольных растений, а с параллельным и дуговым – к классу однодольных.

5. практическая сам. работа с наблюдением комнатных растений, применение изученных на уроке знаний.

Классификация листьев по внешним признакам:

Кол-ву лист. пластин

Способу прикрепления

Виду жилкования

Для кабинета биологии закупили комнатные растения. Предлагаем вам составить паспорт растения.

Растения представлены в 2 группах:

1- облегченный уровень с явно выраженными отличительными признаками

2- сложный уровень с менее выраженными отличительными признаками

Работа по плану, представленном в форме таблицы

Заполнение таблицы

Проверка учителем, оценка

6. решение учебной задачи повышенного уровня (представление растительного материала с видоизмененными листовыми пластинами– приспособление растений к существованию в неблагоприятных условиях внешней среды.

3. повышенный уровень (скрыт под салфеткой) растения с видоизмененными листоыми пластинами (алое, кактус, аспарагус).

Коллективное обсуждение представленных растений (3 уровня сложности

Пром. вывод Видоизменения листьев связаны с тем, что в процессе эволюции листья адаптировались к различным климатическим факторам в зависимости от условий произрастания растений

7. Рефлексия.

1. оценка учебных достижений: выставление оценки за полученные знания на уроке с учетом полученных оценок на каждом этапе.

2. оценка учебных действий: предложить дать устную оценку действий ученикам в паре

3. самооценка личностных достижений

1. (подсчет +)

2.Высказывания (кому было комфортно работать в паре, кто помогал друг другу)

3.Дерево роста (прикрепить листочки на ветки: нижняя – не все было понятно на уроке, сложно, не справился

Средняя – интересно, большинство заданий выполнил, но не смогу применить их самостоятельно

Верхняя – интересно и легко, все задания выполнил, смогу применить свои знания в жизни.

8. Постановка учебной цели на следующий урок.

Просмотр видео презентации

Изменение листьев растений в разное время года

Предположить тему следующего занятия