Главная · Отопление в доме · Опыты физика и химия на кухне. Ранок набор для экспериментов "опыты по химии на кухне"

Опыты физика и химия на кухне. Ранок набор для экспериментов "опыты по химии на кухне"

Показывать химические эксперименты и рассказывать о мире органическое и неорганической химии ребенку можно во приготовления обеда. В книге Елены Качур «Увлекательная химия» представлены необычные и в то же время простые опыты с «домашними реагентами»: содой, лимонной кислотой, солью. Главными персонажами книги выступают Чевостик и дядя Кузя.

Кислоты

Сейчас мы проведём одну очень интересную химическую реакцию. Для неё нам понадобится сок лимона и немного пищевой соды. Она есть на кухне у любой хозяйки. Мы нальём в прозрачный стакан чистую воду. Добавим в неё щепотку соды. Хорошенько размешаем.
- Белый порошок соды растворился, в стакане снова прозрачная вода.
- Не вода, а раствор соды. Добавим к нему лимонный сок...
- Ой! Жидкость в стакане забурлила, со дна поднимаются прозрачные пузырьки какого-то газа.

Химия_2.png

Его формула CO2. С - сокращённое название элемента углерода. О - кислород.
- А «два» означает, что рядом с каждым атомом углерода есть целых два атома кислорода.
- Ай да Чевостик! Правильно!
- Дядя Кузя, а что это за элемент углерод?
- Ещё один твой хороший знакомый. Из этого элемента состоит уголь. Графит - тёмно-серая серединка простого карандаша. И самый твёрдый камень на Земле - алмаз. Но вернёмся к нашему газу. У него есть название - углекислый газ.

uvlekatelnaya_himiya_3d_800.jpg

Ой, да я же про него знаю! Мы вдыхаем кислород, а этот самый углекислый газ выдыхаем. Ты про это рассказывал, когда мы в путешествии узнавали, как устроен человек.
- Совершенно верно. А химические реакции, при которых выделяется этот газ, используют многие мамы и бабушки, когда готовят вкусные пирожки, блинчики и оладьи.

Химия_3.png

Углерод встречается в самых разных формах и видах. Немного углерода есть и в человеке!
- А зачем в этих вкусностях газ, да ещё углекислый?
- Он помогает хозяйкам сделать тесто пышным, воздушным. Они добавляют в него специальный порошок для печения или пищевую соду с чем-то кислым, и в тесте начинает идти реакция, похожая на ту, что мы только что наблюдали.
- Пузырьки газа остаются в тесте, и блинчики получаются кружевными! Какой полезный газ. Только у нас в стакане их почти не осталось.
- Химическая реакция закончилась. Вся сода и лимонная кислота прореагировали.

Химия_4.png

Дядя Кузя, а почему ты лимонный сок назвал кислотой? Потому что он кислый?
- Наоборот, это кислоты получили своё название из-за кислого вкуса. Кислоты - это название группы химических веществ. Некоторые кислоты мы буквально знаем на вкус: это щавелевая, яблочная, лимонная, молочная, уксусная кислоты. Всем известный и полезный витамин C - тоже кислота. Аскорбиновая.
- Теперь я буду знать, почему щавель и яблочки - кислые. Из-за кислот!
- Но большинство кислот никакого отношения к еде не имеют. И пробовать их нельзя ни в коем случае: многие кислоты очень жгучие, а некоторые ядовиты.
- А зачем химикам изучать такие вредные вещества?
- Кислоты вовсе не вредные, они приносят большую пользу. Например, серная кислота необходима для получения удобрений, без которых не вырастить хороший урожай. Без неё не сделать бумагу, краски, ткани, обувь, лекарства. У других кислот тоже много работы. У нас в желудке есть соляная кислота, её формула HCl. Эта кислота помогает нам переваривать пищу.
- Удивительные вещества эти кислоты. А какие ещё бывают группы веществ?

Об оксидах мы уже говорили. Кроме кислот и оксидов есть щёлочи. Они, как и кислоты, едкие, их нельзя пробовать и трогать, чтобы не обжечься.
- Но из них наверняка тоже получается что-то очень нужное.
- Например, моющие средства и мыло, которыми мы пользуемся каждый день. А теперь я хочу рассказать, как с помощью химии усмирить жгучую кислоту и едкую щёлочь. Для этого их нужно… смешать.

Химия_5.png

Да разве так они не станут в два раза опасней?
- Наоборот! Они превратятся в раствор соли. Дело в том, что в любой кислоте обязательно есть атом водорода. А в каждой щёлочи есть неразлучная пара: атом кислорода с атомом водорода. Если смешать кислоту и щёлочь, водород из кислоты соединится с кислородом-водородом из щёлочи. И получится знакомая нам компания - два атома водорода и один кислорода.
- Да это же H2О! Вода! И она совсем не жгучая!

Химия_6.png

Оставшиеся атомы кислоты и щёлочи тоже соединяются, и получается какая-нибудь соль. Соли -название ещё одной группы химических веществ.
- Я это запомню. Дядя Кузя, а теперь давай проделаем следующие химические реакции. Мне это занятие очень понравилось.
- Тогда предлагаю разобраться, где рядом с нами есть кислоты и щёлочи.
- А как мы это сделаем? Если кислоты нельзя брать в рот, а щёлочи лучше не трогать?
- Опасные кислоты и щёлочи у нас дома вряд ли водятся. А разобраться с теми, что имеются, нам поможет капуста. Правда, не обычная, а краснокочанная.
- Я её знаю, у неё листья красивого фиолетового цвета. Но как она поможет отличить кислоту от щёлочи, мне совершенно непонятно.
- Сейчас всё станет ясно. Для начала нам нужно выжать из капусты сок. Включаем соковыжималку... Готово!
- Получился сок тёмно-фиолето вого цвета.
- Теперь нальём в стакан воду, добавим к ней лимонный сок, а потом прильём немного сока краснокочанной капусты.
- Ах! Фиолетовый капустный сок перекрасился! Он стал красным!
- Продолжим наши исследования. В другом стакане разведём в воде немного мыла. Как ты думаешь, Чевостик, если добавить к мыльной воде капустный сок, какой цвет получится?
- Красный? Или фиолетовый?

Для мороженого вам понадобится: какао, сахар, молоко, сметана. Можно в него добавить тертого шоколада, вафельные крошки или мелкие кусочки печенья. Размешайте в мисочке две столовых ложки какао, одну столовую ложку сахара, четыре столовые ложки молока и две столовые ложки сметаны. Добавьте крошки печенья и шоколада. Мороженое готово. Теперь его надо охладить. Возьмите миску побольше, положите в нее лед, посыпьте его солью, перемешайте. На лед поставьте мисочку с мороженым и сверху накройте полотенцем, чтобы в нее не проникало тепло. Каждые 3-5 минут помешивайте мороженое. Если у вас хватит терпения, то через каких-нибудь 30 минут мороженое загустеет и его можно будет попробовать. Вкусно?

Как же работает наш самодельный холодильник? Известно, что лед тает при температуре ноль градусов. Соль же задерживает холод, не дает льду быстро таять. Поэтому соленый лед дольше сохраняет холод. Да еще полотенце не дает проникнуть теплому воздуху к мороженому. А результат? Мороженое выше всяких похвал!

Собьем масло

Если вы живете летом на даче, то наверняка берете натуральное молоко у молочницы. Проделайте вместе с детьми опыты с молоком. Приготовьте литровую банку. Наполните ее молоком и поставьте на 2-3 дня в холодильник. Покажите детям, как молоко расслоилось на более легкие сливки и тяжелое "снятое" молоко. Сливки соберите в банку с герметичной крышкой. И если у вас есть терпение и свободное время, то трясите банку в течение получаса по очереди с детьми, пока шарики жира не сольются воедино и не образуют масляные комочки. Поверьте, такого вкусного масла дети не ели никогда.

Домашние леденцы

Кулинария — увлекательное занятие. Сейчас сделаем домашние леденцы. Для этого нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце маленький кусочек макарон (лучше всего использовать мелкие макаронные изделия). Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а конец нитки с макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения.

Когда вода из стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы. Пусть ваш малыш попробует леденец. Вкусно? Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Тогда получатся леденцы с разным вкусом: вишневые, черносмородиновые и другие, какие он захочет.

"Жареный" сахар

Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте кондитерскую фабрику!

Меняем цвет капусты

Приготовьте вместе с ребенком салат из тонко нашинкованной краснокачанной капусты, перетертой с солью, и полейте его уксусом с сахаром. Понаблюдайте, как капуста из фиолетовой превратится в ярко-красную. Это влияние уксусной кислоты. Однако по мере хранения салат опять может стать фиолетовым или даже посинеть. Происходит это потому, что постепенно уксусная кислота разбавляется капустным соком, концентрация ее понижается и окраска красителя краснокачанной капусты меняется. Вот такие превращения.

Почему неспелые яблоки кислые?

Неспелые яблоки содержат много крахмала и не содержат сахара. Крахмал — вещество несладкое. Дайте ребенку лизнуть крахмал, и он в этом убедится. Как узнать, что в продукте содержится крахмал? Сделайте некрепкий раствор йода. Капните им в горстку муки, крахмала, на кусочек сырого картофеля, на дольку неспелого яблока. Появившаяся синяя окраска доказывает, что во всех этих продуктах содержится крахмал. Повторите опыт с яблоком, когда оно полностью созреет. И вас, наверное, удивит, что крахмала в яблоке вы уже не найдете. Зато теперь в нем появился сахар. Значит, созревание плодов — это химический процесс превращения крахмала в сахар.

Съедобный клей

Вашему ребенку для поделок понадобился клей, а баночка с клеем оказалась пустой? Не торопитесь в магазин за покупкой. Сварите его сами. То, что для вас привычно, для ребенка — необычно.

Сварите ему небольшую порцию густого киселя, показывая ему каждый из этапов процесса. Для тех, кто не знает: в кипящий сок (или в воду с вареньем) нужно влить, тщательно перемешивая, раствор крахмала, разведенного в небольшом количестве холодной воды, и довести до кипения. Думаю, ребенок будет удивлен, что этот клей-кисель можно есть ложкой, а можно склеивать им поделки.

Домашняя газированная вода

Напомните своему ребенку, что он дышит воздухом. Воздух состоит из разных газов, но многие из них невидимы и не имеют запаха, поэтому их трудно обнаружить. Углекислый газ — один из газов, входящих в состав воздуха и... газированной воды. Но его можно выделить в домашних условиях.

Возьмите две соломинки для коктейля, но разного диаметра, так, чтобы узкая на несколько миллиметров плотно вошла в более широкую. Получилась длинная соломинка, составленная из двух. Проделайте в пробке пластиковой бутылки острым предметом сквозное вертикальное отверстие и вставьте туда любой конец соломинки. Если соломинок разного диаметра нет, то можно в одной сделать небольшой вертикальный надрез и воткнуть ее в другую соломинку. Главное, чтобы получилось плотное соединение.

Налейте в стакан воды, разбавленной любым вареньем, а в бутылку через воронку насыпьте половину столовой ложки соды. Затем налейте в бутылку уксус — примерно сто миллилитров. Теперь нужно действовать очень быстро: воткните пробку с соломинкой в бутылку, а другой конец соломинки опустите в стакан со сладкой водой. Что происходит в стакане? Объясните ребенку, что уксус и питьевая сода активно начали взаимодействовать друг с другом, выделяя пузырьки углекислого газа. Он поднимается вверх и по соломинке проходит в стакан с напитком, где на поверхность воды выходит пузырьками. Вот газированная вода и готова.

Утопи и съешь

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

О пользе молока

Как ни странно, но лучше всего мы узнаем, почему нужно пить молоко, проделав эксперимент с костями. Возьмите объеденные куриные косточки, помойте их как следует, дайте им высохнуть. Затем залейте в мисочке уксусом, чтобы он покрывал косточки полностью, закройте крышкой и оставьте на неделю. Через семь дней слейте уксус, внимательно рассмотрите и потрогайте кости. Они стали гибкими. Почему? Оказывается, крепость костям придает кальций. Кальций в уксусной кислоте растворяется, и кости теряют твердость.

Хотите спросить: "При чем здесь молоко?" Известно, что в молоке много кальция. Молоко полезно, потому что пополняет наш организм кальцием, а значит, делает наши кости твердыми и прочными.

Как из соленой воды добыть питьевую воду?

Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода. Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу. Теперь, когда вы знаете, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и из нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.

Живые дрожжи

Известная русская пословица гласит: "Изба красна не углами, а пирогами". Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно взяться и за пироги. Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, "поднимает" тесто, делает его пышным и вкусным.

Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде. Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте. Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Спросите у ребят, что произойдет? Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

Греет ли шуба?

Этот опыт должен очень понравиться детям. Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.

Теперь закономерен и вопрос: "Зачем же человек в мороз надевает шубу?" Ответ: "Чтобы не замерзнуть". Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

Спросите ребенка, знает ли он, что бывают "шубы" из стекла? Это термос. У него двойные стенки, а между ними — пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам. Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.

Упорная воронка

Может ли воронка "отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте проверим! Нам понадобятся: 2 воронки, две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру, пластилин, кувшин с водой.

Подготовка:

  1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.
  2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.

Начинаем научное волшебство!

Объявите зрителям: "У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку".

Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: "Вот так ведет себя большинство воронок".

Поставьте на стол бутылку с пластилином. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.

Результат. Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.

Объяснение:

В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.

Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

Танцующие хлопья

Некоторые крупы способны производить много шума. Сейчас мы узнаем, а можно ли научить рисовые хлопья еще и прыгать и танцевать.

Нам понадобятся:

  • бумажное полотенце
  • 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев
  • воздушный шарик
  • шерстяной свитер

Подготовка.

  1. Высыпьте на полотенце хлопья.

Начинаем научное волшебство!

  1. Обратитесь к зрителям так: "Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать".
  2. Надуйте шарик и завяжите его.
  3. Потрите шарик о шерстяной свитер.
  4. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.

Результат. Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.

Объяснение. В этом эксперименте вам помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов — отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты, — например, волосы или шерсть, — которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдет от шерсти на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд.

Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.

Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.

Сортировка

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся:

  • бумажное полотенце
  • 1 чайная ложка (5 мл) соли
  • 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
  • ложка
  • шерстяной свитер
  • помощник

Подготовка:

  1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
  2. Насыпьте на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!

  1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
  2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
  3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
  4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.
  5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение. Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Гибкая вода

В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества учили хлопья танцевать и отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.

Нам понадобятся:

  • водопроводный кран и раковина
  • шерстяной свитер

Подготовка:

Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.

Начинаем научное волшебство!

  1. Объявите зрителям: "Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой".
  2. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.
  3. Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.
  4. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.
  5. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить?

Результат. Струя воды отклонится в сторону шарика.

Объяснение. Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Источник:

  1. Джим Уиз "Занимательная химия, физика, биология";
  2. Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет".

Обсуждение

Очень занимательно) Делала только соленое тесто, вместо пластилина. Лепится хорошо. Только надо хранить правильно, что б не засохло.

Мы жили в г. Красновишерск, где работникам местного предприятия давали талоны на молоко. Молока было много и какая-то его часть кисла. Мы с дочкой сами делали творог и называлось это у нас "Творог из деревни"

Замечательная подборка опытов!!! Спасибо

27.12.2009 10:41:06, АидаГорбунова

Комментировать статью "Занимательные опыты на кухне"

Вот несколько занимательных опытов с пузырями. *** Когда заплатить За квартиру пора, Когда на чулке Появилась дыра, Когда просто так Нападает Хандра - На кухню уныло Уходит она, И мисочке мыло Разводит она, И дует, собрав свой Ослабленный дух.

Приглашаем Вас посетить программу «Чудеса на кухне» от 4 лет в музее ЛабиринтУм на ст. м. Парк Победы! Профессор Ум ждет своих любознательных гостей 4 и 5 февраля. Чтобы примерить белый халат ученого и проводить эксперименты самостоятельно, необязательно иметь свою лабораторию. Многие простые опыты, которые замечательно иллюстрируют законы физики, можно провести на собственной кухне всей семьей! Пробка-эквилибристка, балансирующая на краю бутылки, шашлык из воздушных шариков, ракета из...

Друзья, Можно ли приготовить шашлык из воздушных шаров? Может ли роза менять цвет? Как выпустить джинна из бутылки? На эти и другие вопросы вы сможете получить ответы на нашем шоу «Научное попурри» в музее ЛабиринтУм ТРК «Питер-Радуга». Будем рады видеть вас в нашем музее! Специально для Вас в музее ЛабиринтУм ТРК «Питер-Радуга» (ст.м. Парк Победы) наш профессор собрал самые интересные опыты из всех предыдущих научных шоу нашего музея. На шоу «Научное попурри» вы не только познакомитесь с...

Опыты по физике: Физика в опытах и экспериментах [ссылка-3] Крутые эксперименты и разоблачения Игорь Белецкий [ссылка-10] Опыты для любознательных школьников [ссылка-1] Строение вещества и его свойства [ссылка-2] Тепловые явления [ссылка-3] Колебания и волны [ссылка-4] Атомная физика [ссылка-5] Механические явления [ссылка-6] Магнитные явления [ссылка-7] Оптические явления [ссылка-8] Электрические явления [ссылка-9] Учебные опыты по физике [ссылка-10] Опыты по физике (нужно...

Друзья, в ЛабиринтУме начались долгожданные весенние каникулы. Можно на целую неделю отложить в сторону учебники и тетрадки и весело провести время в Музее занимательной науки «ЛабиринтУм». В нашем научном меню новые шоу-программы, невиданные экспонаты и разнообразные бесплатные мастер-классы. Вы увидите новое научное шоу «Висит груша, нельзя скушать» и любимые программы «Эврика! Архимеда», «Математическое шоу, или Гимнастика для ума», «Научные каникулы», «Чудеса на кухне» и многое другое...

Завтра, 17 марта в 19.00 состоится презентация новой книги "Кухня - сердце дома" и живое общение с Юлией Высоцкой. Кухня - главное место в доме, здесь собирается за столом вся семья, творятся кулинарные чудеса и сохраняются традиции. Как создать кухню, где будет удобно готовить, не отрываясь от общения с друзьями, по которой можно перемещаться с закрытыми глазами и быстро находить нужное? Полезными советами и личным опытом создания идеальной кухни Юлия Высоцкая поделилась в своей новой книге...

Вру, технология это теперь назвается. Помнится последний изыск был, когда мы всей семьей выдували содержимое яиц и делали в нем две дырочки. Всем чем можно, включая дрель:) Сегодня у нас исправление "2" честно заработанной на уроке, от ничего не делания. Делаем абажур для лампы с бутылкой от актимеля. (вот мне сильно интересно - сколько было уплочено производителями актимелей и и же с ними министерству образования, дабы протащить это задание в учебник. Мы, например, это не покупам совсем. А...

Музей занимательной науки «Лабиринтум» приглашает ребят от 4 лет на весёлые интерактивные занятия по школьным предметам. На шоу ребята узнают о том, что уже умеют, но еще не знают, как и почему. Как они дышат и осязают? Что важнее – глаза, уши или руки? Есть ли у них в организме «лишний палец», пылесос или калорифер? Участников ждут занимательные опыты, задачки для развития ума и вдохновляющие открытия! Вы хотите узнать больше о себе самих? Приходите и удивляйтесь! Программа проходит в...

Музей занимательной науки «ЛабиринтУм» приглашает детей от 4 лет на увлекательную шоу-программу «Чудеса на кухне». Чтобы примерить белый халат ученого и проводить эксперименты самостоятельно, не обязательно иметь свою лабораторию. Многие простые опыты, которые замечательно иллюстрируют законы физики, можно провести на собственной кухне всей семьей! Пробка-эквилибристка, балансирующая на краю бутылки, шашлык из воздушных шариков, ракета из чайного пакетика – научная фантазия профессоров...

Приглашаем любознательных почемучек 4-7 лет в детский кружок "Я Исследователь". Ответим на миллионы вопросов: что?, почему?, когда?, зачем?, сколько?. Проведем занимательные опыты и эксперименты. Узнаем про Галактики, звезды и планеты. Научим пользоваться компасом, телескопом.

Узнать о свойствах воды, провести увлекательные химические опыты, поэкспериментировать с мыльными растворами и даже создать свой собственный уникальный аромат – всему этому и многому другому ребята могут научиться на мастер-классах Детского центра научных открытий «ИнноПарк» 15 и 16 августа. Программа на 15 августа: 12.00 – 13.00. Мастер-класс «Магия воды» (для детей от 5 до 8 лет) На мастер-классе с помощью опытов и наблюдений юные исследователи узнают, какими свойствами обладает одна из...

Внимание, маленькие «почемучки»! Теперь в музее занимательной науки ЛабиринтУм вы сможете получить ответы на все вопросы об окружающем мире, которые вас так волновали. Почему вода мокрая? Из чего сделана радуга и почему небо голубое? Откуда берётся ветер и как в газировку попадают пузырьки? На эти и другие очень важные детские вопросы ответят умные взрослые на программе «Справочное бюро “Почемучка”». Занимательные эксперименты и опыты помогут «увидеть» звук, поймать «молнию», а главное...

1 сентября школьников Петербурга ждут на торжественных линейках и уроках знаний. С первого школьного звонка для тысяч ребят начнется новый учебный год – изучение наук и дисциплин, занятия и переменки, домашние задания и контрольные, четвертные отметки и веселые каникулы. К учебному году готовятся не только школы, но и всевозможные учреждения культуры, детские проекты внеклассного образования и досуга. Новые программы для школьников представят и музеи Петербурга, работающие в формате...

Если кто уже проходил такую ситуацию и добился желаемого,поделитесь опытом,пожалуйста! Можно на подник. Советуем прочитать: занимательные опыты по физике в домашних условиях.

Поделюсь опытом, может кому-то поможет. Нам необходимо было бюджетно купить кухню, до 100 тыс.руб. Мы съездили в несколько салонов, это очень удобно делать в новогодние нерабочие дни - все салоны работают. Везде нам нарисовали кухню и рассчитали ее стоимость. Обязательно нужно приехать со своим рисунком помещения - замеры стен, выступов, расстояния до всех розеток со всех сторон, высота бытовой техники, если она уже есть, размещение вентиляционного отверстия и другие конструктивные...

Случайно наткнулась на статью, некоторые тезисы показались очень полезными:) Делюсь: "Статья, которая вам предлагается - уникальная. Говорю это на полном серьёзе, как человек, много раз занимавшийся ремонтом квартир, офисов, загородных домов и прочей недвижимости. Это - справочник ошибок и уроков, которые мы извлекаем при ремонте. Неважно - самостоятельном или с помощью специалистов. Помнится, один из законов Мэрфи гласит: "Обычно мы только после работы понимаем, с чего её надо было начать...

Научно-развлекательный центр Эврика-Парк советует! [ссылка-1] Если вы заскучали дома с детьми, то развеять скуку помогут простые и занимательные опыты по физике! Например такой: Посеребренное яйцо. Если блестящую серебряную или никелированную ложку закоптить над пламенем свечи дочерна, а потом погрузить эту ложку в стакан с водой, ложка вдруг заблестит серебром, отражая пламя свечи, как зеркало. Мы, вытаскиваем её из воды, думая, что просто с неё ссыпалась копоть. Нет, ложка по-прежнему...

Дорогие мамы, папы и наши любимые учителя! Приглашаем Вас на наши Новогодние Шоу-программы с 17.12.12 по 08.01.13! Новогодняя кутерьма или праздник начинается на кухне. Интерактивная программа для детей от 6 до 10 лет (младшая школа), длительность программы 1 час. Предновогодняя кутерьма или праздник начинается на кухне. Когда это началось, не знает никто.... Но под Новый год гномы всегда помогают хозяйкам на кухне. Однажды они попали на необычную кухню-лабораторию и столкнулись с...

Колдовство на кухне. Полезная химия: задачи и истории 10.Б.Степин, Л.Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии 11.Э.Раков.

Ваши дети изнывают от скуки, не зная, чем заняться? Хотите порадовать их чем-то необычным? А может быть, планируете детский день рождения, и думаете, чем занять гостей? У вас в руках есть неисчерпаемый ресурс познавательного времяпрепровождения! Этот ресурс – законы природы, демонстрируя действие которых вы можете не только занять время, но и выступить в роли учителя физики и химии для ваших детей.

Демонстрация опытов – хорошая возможность заинтересовать ребенка естественными науками. Для этого нужно лишь желание, элементарные познания в области физики, простейшие реактивы и оборудование (которые есть у вас на кухне).

Главные принципы домашнего физика

  • Правило первое (самое главное). Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя – «Почему?»
  • Правило второе. Ребенок должен видеть, осязать, обонять запах, участвовать в изготовлении образцов, реактивов и оборудования, самостоятельно сделать еще раз то, что вы продемонстрировали ему! Это будет свидетельствовать о том, что физика и химия – реальность, окружающая нас, подвластная ему. Это будет говорить ему о том, что законы природы – в его руках! Он – творец, оказывающий влияние на окружающий мир!
  • Правило третье. Ваше объяснение совершенного опыта должно быть простым, кратким и ясным. Оно должно восходить к конкретному физическому или химическому закону, демонстрировать его работу. Объяснение должно не усложнять понимание, а упрощать. Ключевым словом в этой части занятия должно быть «Потому что…».
  • Правило четвертое. Предваряйте и сопровождайте опыт атмосферой таинственности, создайте интригу! Представьте демонстрацию в виде волшебного действа, чуда, удивительного открытия! Но после его завершения обязательно объясните, что волшебство и таинственность проясняются научными знаниями. Что за всеми этими чудесами стоят не феи и гномы, а законы природы.
  • Правило пятое. Обратите внимание на безопасность при проведении демонстрации! Даже если вы работаете с обыкновенной водой, позаботьтесь, чтобы не разлить ее на паркет, не испортить мебель, или электроприборы.

Какие опыты можно провести в домашних условиях?

Выбирая тему, вовсе не обязательно ограничивать себя рамками школьных знаний: можно сделать опыт на любую тему, доступную пониманию и объяснению. Достаточно назвать общеизвестные предпосылки (возможно, о них уже говорили в школе), от которых вы будете отталкиваться в демонстрации опыта и последующем объяснении закона природы. Например, начать опыт можно вопросом: «Вы, конечно же, знаете, что все предметы падают вниз. Кстати, почему они падают вниз? Правильно, потому что существует закон земного тяготения! А вот давайте посмотрим, что будет…»

Перед вами несколько примеров опытов, которые легко провести в домашних условиях.

1. Варим яйцо в бумажной кастрюле
Возьмите лист плотной бумаги, сверните из него колпачок. Стыки проклейте быстросохнущим клеем и скрепите скобами степлера. В эту бумажную емкость налейте воды, положите сырое яйцо. Согните из проволоки держатель (его можно сделать, проткнув стенки колпачка у кромок) и закрепите держатель над пламенем свечи. Даже если пламя свечи будет облизывать бумагу, она не загорится! Таким образом, воду в этой бумажной кастрюле можно довести до кипения и даже сварить яйцо. Но пока вода не испарится, пламя не сможет навредить этому сосуду.

Объяснение этого опыта довольно простое: вода может быть нагрета только до температуры кипения (+100°С), после этого происходит превращение ее в пар. Вода поглощает избыток тепла от нагретой бумаги и не дает ей нагреться выше 100°С, т.е. не дает воспламениться.

2. Иголка в воде не тонет
Налейте в кастрюлю воды. Осторожно, при помощи пинцета, положите на поверхность воды лоскуток тонкой бумаги, а на бумагу положите стальную иголку. Необходимо условие – иголка должна быть сухой! Затем, также аккуратно, используя пинцет, удалите из под иглы бумагу. Делается это так: погрузите сначала краешки листа в воду, а затем и весь листок. Вы увидите, что игла останется плавать на поверхности воды!
Почему стальная игла не тонет в воде? Ведь все металлические предметы (за исключением тех, в которых есть воздух) тонут? Разгадка заключена в силе поверхностного натяжения. Именно им пользуются клопы-водомерки, скользящие по воде.

3. Вода не выливается из стакана
Еще один опыт, демонстрирующий работу атмосферного давления, известен всем. Для его исполнения не требуется особых приготовлений. Возьмите стакан, наполните его водой, накройте плотным листом бумаги. Крепко прижимая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Аккуратно уберите руку, поддерживающую лист. Вода из стакана не будет проливаться, потому что лист прижмется к отверстию. Лист бумаги создаст границу между водой и воздухом. Внутри стакана создается низкое давление, которое прижимает лист и не дает воде разлиться.

4. Вода морская и пресная
А этот опыт демонстрирует плотность воды. Для его реализации возьмите две прозрачные емкости с водой (можно взять две литровые банки), в одну из которых добавьте три столовых ложки соли. Дайте соли раствориться. Затем возьмите два сырых куриных яйца и положите в каждую из банок. Вы увидите, что в соленой воде яйцо не тонет, а всплывает на поверхность. Почему это происходит? Все дело в том, что плотность соленой воды гораздо выше, чем пресной. Жидкости, имеющие большую плотность, легче удерживают тело на поверхности. Для иллюстрации можно рассказать о Мертвом море в Израиле: концентрация соли в его воде более 30%. Именно поэтому в Мертвом море невозможно утонуть!

5. Непослушный лёд
Еще один опыт, демонстрирующий плотность жидкостей, можно провести, используя лёд, воду и растительное масло. Возьмите прозрачную емкость (можно стакан), налейте в него воды до половины. Затем в воду поместите кубик льда. Вы увидите, что лед плавает на поверхности воды. Влейте в этот же стакан растительного масла, доведя объем жидкостей но полного наполнения сосуда. Оказывается, что лёд не будет всплывать сквозь масло, а «зависнет» между двумя жидкостями! Это доказывает, что лед имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло. По этой причине он всплывает в воде, но тонет в масле.

6. Течет ли вода вверх?
Опыт демонстрирует свойства воды, способной подниматься вверх по капиллярам корней растений. Возьмите салфетку, отрежьте от нее ленточку шириной 3 – 4 см. На этой полоске отметьте маркером деления, с расстоянием в один сантиметр.

Опустите один кончик ленты из салфетки в тарелку с водой, а второй конец закрепите на высоте 10 см от поверхности воды. Можно пронаблюдать, как вода поднимается по салфетке вверх (это очевидно, если смотреть на деления, нанесенные на ленту). На этом простом примере можно объяснить, что вода заполняет пустоты целлюлозы и поднимется вверх. Благодаря таким свойствам воды, растения через корни получают питание.

7. Облако в домашних условиях
Для того, чтобы объяснить ребенку процесс образования облаков, можно предложить его вниманию простой эксперимент. Возьмите стеклянную банку (2–3 литровую), наполните ее горячей водой на? часть от общего объема. На отверстие банки положите металлическую пластину (можно использовать противень из духовки). Сверху на пластину положите несколько кусочков льда.

Через несколько минут, когда крышка охладится, внутри банки будет образовываться пар: теплый воздух, поднимаясь вверх, будет встречаться с холодной поверхностью, и выделять в виде пара мельчайшие частички воды. Этот простой опыт показывает механизм образования облаков.

8. Вода в твердом состоянии
Продолжая опыты с водой, объясните, что она может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Жидкое состояние воды – привычное для всех, его не нужно специально демонстрировать. Газообразное состояние можно показать в опыте «Облако в домашних условиях». Для того чтобы продемонстрировать третье состояние воды, и объяснить механизм образования льда, проделайте простые действия.

Налейте в небольшую емкость воды до самых краев, прикройте ее крышкой из картона. Поставьте емкость в морозильную камеру на несколько часов. Когда вода полностью замерзнет, вы обнаружите, что крышка уже не прикрывает плотно отверстие сосуда. Это свидетельствует о том, что при замерзании вода расширяется и «ищет место» куда бы ей «вылезти». Поскольку крышка – самое «слабое место» у емкости, вода приподнимает ее. Этот опыт не только демонстрирует третье состояние воды (лёд), но и показывает то, как она себя ведет при замерзании.

9. Что мы выдыхаем?
Этот опыт из области химии, он иллюстрирует тему о газах в природе. Для его исполнения возьмите пластиковую бутылку, наполните ее водой на одну треть. В эту воду всыпьте одну ложку пищевой соды и три ложки уксуса. Все это нужно делать быстро! Затем наденьте на горлышко бутылки воздушный шарик и крепко обхватите горлышко руками. Воздушный шарик будет надуваться! Углекислый газ, образующийся в результате химической реакции соединения воды, соды и уксуса, будет наполнять шарик!

Объясните ребенку, что это за газ, и как он образуется. Для ребенка будет интересно узнать, что этот же самый газ мы выдыхаем.

Все перечисленные опыты взяты из замечательной книги Я. Перельмана «Занимательная физика». Это довольно старая книга. Сегодня легко найти массу литературы, в которой можно почерпнуть идеи для проведения домашних опытов по физике и химии. Вот некоторые из источников:

1. Книги из серии «Мастерилка»

  • Забавные физические опыты. Репьев С.А. Издательство: Карапуз.
  • Крутится-вертится. Мудрак Т.С. Издательство: Карапуз.
  • Забавные химические опыты. Репьев С.А. Издательство: Карапуз.
2. Увлекательные опыты. Биология, физика, химия, науки о земле. Ненси К. О Лири, Сьюзен Шелли.
3. Большая книга занимательных наук, Я. Перельман.
4. Научные развлечения с простыми вещами. Опыты и эксперименты для детей. Шапиро А.И.
5. Увлекательные опыты с магнитом. Булкагов В.Н.

Материнство.ру желает приятного развивающего досуга вам и вашим детям!

Фото - фотобанк Лори

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Исследовательская работа

« Занимательная химия на кухне»

Выполнила:

ученица 4 «а» класса

Щетинина Дарья

Руководитель:

Ивашова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

г.Печора

2017 г.

1.Введение ………………………………………………………………..стр.3

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое химия ……………………………………………..стр.4

2.2. Химические вещества на кухне…………………………….стр.4

3. Практическая часть

3.1 Изучение общественного мнения…………………………….стр.5

3.2. Опыты на кухне……………………………………………….стр.5-7

4. Заключительная часть ……………………………………………….стр.8

5. Использованные источники ………………………………………. стр.9

1. Введение

Моя мама - химик. Это удивительная профессия! Я часто бываю у неё в кабинете и каждый раз удивляюсь, как смело, интересно мама проводит разные опыты, как настоящая волшебница, превращает одни вещества в другие. И всё это без волшебной палочки и волшебных заклинаний. Каждый раз меня это завораживает. Химия – это наука «настоящего волшебства».

Нравится наблюдать за мамой и дома, когда она на кухне. Заметила, что она добавляет в тесто для блинчиков что-то шипящее и бурлящее. На вопрос: «Что это такое и зачем это надо класть в тесто?» мама улыбнулась и ответила, что кухня - это маленькая химическая лаборатория.

О химии я уже имела какое-то представление, видела разные пробирки, баночки с красивыми жидкостями внутри. Но какая связь между вкусными мамиными блинами и химическими веществами и превращениями? Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь. Когда мы с мамой задумались обо всех продуктах на кухне, то оказалось, что кухня - это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества со своими свойствами и особенностями. Так родилась идея исследования - провести собственные опыты на кухне.

Объект исследования - продукты и вещества, которые используются для приготовления пищи.

Предметом является изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами на кухне.

Цель : доказать, что на кухне можно проводить химические опыты.

З адачи:

1. Расширить знания о химии, изучив литературу

2. Провести на кухне химические опыты с продуктами.

3. Доказать, что кухня - это целая химическая лаборатория.

Гипотеза: предположила, что у нас на кухне можно проводить занимательные опыты.

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое химия?

Химия наука удивительная. Как только человек появляется на белый свет, он попадает в мир химических веществ. Первый вздох, и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока - и белок начинает работать в организме малыша.

Наш организм – «химический реактор», ведь он превращает одни вещества в другие и при этом выделяет энергию для жизни. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна и строителю, и фермеру, и врачу, и домохозяйке, и повару. Так что же такое химия?

Химия - одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней.

В словаре С. Ожегова сказано, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства, превращения и процессы, сопровождающие эти превращения.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! В природе есть природные вещества, которые были созданы без участия человека. Это - вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это - пластмасса, резина, стекло и другие. Кроме полезных, есть вредные вещества, которых с каждым годом становится все больше и больше! Вредные вещества - это вещества, которые вызывают болезни и травмы у человека. Например, выхлопные газы от машин и дым от заводских труб, ртуть в градусниках, хлор в чистящих средствах.

Любое вещество бывает либо в чистом виде, либо состоит из смеси чистых веществ. Вследствие химических реакций вещества могут превращаться в новое вещество.

Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.

2.2. Химические вещества на кухне

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал, мясо.Ничего химического, скажете вы, здесь нет. Обычные продукты питания. Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. Мама сказала, что у этих веществ даже есть химические названия.

Например: соль- это хлорид натрия

пищевая сода- гидрокарбонат натрия;

уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

крахмал- полисахарид,

молоко- лактоза;

мясо- белки и жиры

3. Практическая часть

3.1 Изучение общественного мнения

Мы составили анкету и изучили мнение учащихся (24 человека)

Вопросы

Варианты ответов

Что изучает химия?

Знаю-9

Не знаю-15

Знаете ли вы химические вещества?

Да-7

Нет-17

Можно ли дома проводить химические опыты?

Да-10

Нет-14

Хотели бы дома провести опыты?

Да-17

Нет-7


Результаты: ребята мало знают о химии и химических веществах, почти у всех есть большое желание проводить опыты в домашних условиях! (17 человек из 24).

3.2. Опыты на кухне.

Опыт №1 «Яйцо -подводная лодка»

Понадобится: литровая банка с обычной водой, пищевая соль, в качестве «подводной лодки» - обычное яйцо.

Ход действий : Налить полбанки воды и опустить в неё яйцо. Видим, что яйцо утонуло. Всыпать в банку стакан соли и тщательно размешать. Результат - яйцо всплыло, как подводная лодка. Солёная вода помогает держаться на поверхности. И поэтому в море плавать гораздо легче, чем в реке. А в Мёртвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно солёная.

Вывод: яйцо тяжелее обычной воды, но легче солёной., поэтому не тонет.

Опыт №2- « Весёлые пузыри»

Понадобится: стакан или небольшая баночка, лимон, пищевая сода.

Ход действий:
На дно стакана или небольшой баночки насыпать пищевую соду. Разрезать лимон, выдавить лимонный сок. Добавить лимонный сок в стакан с содой. И что же мы видим? появились пузырьки на дне стакана.

Вывод: кислота, соединяясь с содой, выделяет углекислый газ , тот самый, который мы выдыхаем. А если уксуса и соды взять побольше, то газом можно надуть даже воздушный шарик!

Опыт №3- «Сортировка»

Нам понадобится: Бумажное полотенце, поваренная соль - 1 ч.л. молотый перец - 1 ч. л., воздушный шарик.

Ход действий : тщательно перемешать ложкой соль и перец. Надуть шарик, завязать и потереть им о шерстяную ткань или голову. Поднести шарик поближе к смеси соли и перца. Что мы видим? Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.

Вывод: При помощи шарика можно сортировать рассыпанные вещества.

О
пыт №4-«
Лимон-волшебник»

Понадобятся: два стакана, два пакетика чая, лимон, кипяток.

Ход действий: Нужно заварить в 2 стаканах чай, чтобы был одинаковый цвет. В один из стаканов добавить кусок лимона. И что же мы видим? Чай на глазах посветлел!

Вывод: лимон- настоящий волшебник- отбеливатель!

Опыт № 5 «Секретное письмо»

Понадобятся: маленькая ёмкость, молоко, лист чистой бумаги, кисточка, утюг.

Х
од действий:
Наливаем молоко в емкость. Берём лист бумаги и кисточку. Смачиваем кисточку в молоке и пишем на бумаге «молочными чернилами». Получились невидимые надписи. Через 10 минут проглаживаем лист бумаги с молочными записями. В результате секрет письма раскрылся! Увидели надпись- «ХИМИЯ» Почему? В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры +100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый.

Вывод: молоко может быть секретной краской! И им можно писать!

Опыт № 6 « Чудотворное масло».

Понадобятся: воздушный шарик, подсолнечное масло, шпажка

Х
од действий:
Надуваем воздушный шарик, берём узкую деревянную палочку и смачиваем ее полностью в подсолнечном масле. Потихоньку проткнём шарик насквозь этой палочкой. Масло растеклось по краям отверстия в воздушном шаре и не пропускало воздух наружу, поэтому шарик не сдулся.

Вывод: Благодаря маслу, шарик не лопнул!

Опыт № 7 «Седой шоколад»

Понадобятся: стакан с водой, плитка шоколада, ложка

Ход действий: Нанести ложкой воду на шоколад, завернуть шоколад в фольгу и поместить в холодильник (не в морозильное отделение! ). Через 1-2 недели достать шоколад.

На поверхности шоколада появился белый налет - шоколад «поседел». Это выступили кристаллики сахарозы, так как вода их притягивает.

Вывод: Шоколад из-за воды может «поседеть»

Опыт № 8 «Пепси-кола - людоед»

П
онадобятся:
пустой стакан, пепси – кола, кусок сырого мяса

Ход действий: Налить в стакан пепси – колу, добавьте в него кусок сырого мяса и оставить на несколько дней. Кусок мяса растворился, а в стакане появился неприятный осадок.

Вывод: пепси-кола способна растворять даже кусочки мяса!

Опыт № 9 « Желанный желатин»

Желатин - это животный клей, получаемый из хрящей, жил и костей телят, поросят и высушенный для длительного хранения. Когда его заливают водой, то он набухает.

Понадобятся: пищевой желатин, вода, ёмкости, формочка для желе

1. В ёмкость высыпать желатин и налить стакан тёплой кипяченой воды, оставить на 30 минут.

2. Набухший желатин размешали ложкой и вылили в кастрюльку.

3. Подогрели на плите, помешивая ложкой. Желатин растворился и получился «волшебный» раствор.

4. Залили в формочку. Дали остыть.

5. После этого поставили в холодильник до застывания.

6. Вынули из формочек и получилось красивое желе

Вывод: при помощи желатина можно получить съедобные фигурки!

Опыт № 10 « Цветные пузырьки»

Понадобятся: подсолнечное масло, вода, гуашь, стакан, шприц

Ход действия:

1. Налить в прозрачный стакан масло.

2. С помощью шприца накапать в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом, а просто плавали в стакане.

4
. Опустить в масло таблетку шипучки.

Вывод: Это был один из самых красивых опытов! Пузырьки углекислого газа стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх! Просто красота!

4. Заключение

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.

Значит, моя гипотеза подтвердилась - на кухне можно проводить опыты!

Поставленные задачи выполнены: узнали - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с продуктами. Тем самым мы доказали, что кухня - это целая химическая лаборатория.

5. Использованные источники

1.Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель».

2.www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml - электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".

3.Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.

4.Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).

Вам понадобятся: цельное молоко высокой жирности, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Молоко должно быть цельным, а не обезжиренным. Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

После чего возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ей до молока в самом центре тарелки. Результат вам понравится — цветные полоски начнут двигаться по поверхности молока!

Дело в том, что молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.Примерно, так:

Выращиваем кристаллы

Самый простой и безопасный способ познакомиться с процессом кристаллизации — вырастить свой собственный кристалл из хлорида натрия, то есть обычной поваренной соли.

Всё очень просто: возьмите горячую воду, поваренную соль и приготовьте перенасыщенный раствор. Когда соль перестанет растворяться, опустите в емкость нитку или проволочку. Через несколько дней на «затравке» начнут образовываться кристаллики соли.

Почему? При охлаждении перенасыщенного раствора соли происходит испарение воды. Соответственно, соль (кристаллизующееся вещество) сначала адсорбируется на поверхности «затравки», потом на поверхности уже сформировавшегося кристаллика, а затем встраивается в его кристаллическую решетку.

Делаем вулкан

Реакция, знакомая нам под кулинарным названием «погасить соду» или под химическим «нейтрализация». Если соду насыпать в блюдце или тарелку (одну-две столовых ложки) и аккуратно влить туда уксус, вы увидите настоящее «извержение вулкана». Но, будьте осторожны, не наклоняйтесь и не подпускайте ребенка близко к емкости, в которой происходит реакция.

Что происходит: гидрокарбонат натрия (сода) реагирует с кислотами (уксус) с образованием соли и угольной кислоты, которая, в свою очередь, тут же распадается на углекислый газ и воду, что, собственно и вызывает «извержение» (пузыри и шипение).

Резиновые куриные косточки

Тут все очень просто! Берем чистые куриные косточки (тонкие, мы ведь не собираемся тратить на эксперимент слишком много времени), замачиваем их в уксусе. Через некоторое время кости станут мягкими, как бы резиновыми.

Дело в том, что уксус вступает в реакцию с кальцием, содержащимся в костях. А, как известно, именно кальций делает кости крепкими, твердыми, как раз такими, как нам нужно! Отличный эксперимент для тех, кто злоупотребляет кофе или не любит молочные продукты, не правда ли?

Эти несложные эксперименты позволят всей семье не заскучать дома в плохую погоду, и помогут увлечь ребенка замечательной наукой химией.

А еще можно приобщить детей к науке