Главная · Отопление · Подготовка химической посуды и лабораторного оборудования. Рабочая учебная программа профессионального модуля «Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Подготовка химической посуды и лабораторного оборудования. Рабочая учебная программа профессионального модуля «Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Перед стерилизацией лабораторную посуду моют и сушат. Пробирки, флаконы, бутыли, матрацы и колбы закрывают ватно-марлевыми пробками. Поверх пробок на каждый сосуд (кроме пробирок) надевают бумажные колпачки.

Резиновые, корковые и стеклянные пробки стерилизуют в отдельном пакете, привязанном к горлышку посуды. Чашки Петри стерилизуют завернутыми в бумагу по 1-10 штук. Пастеровские пипетки по 3-15 шт. заворачивают в оберточную бумагу. В верхнюю часть каждой пипетки вкладывают кусочек ваты, предупреждающий попадание материала в окружающую среду. При завертывании пипеток нужно соблюдать большую осторожность, чтобы не обломать запаянные концы капилляров. Во время работы пипетки из пакета вынимают за верхний конец.

В верхнюю часть градуированных пипеток, как и в пастеровские пипетки, вставляют предохранительную вату и затем заворачивают в плотную бумагу, нарезанную предварительно полосками шириной 2-2,5 см и длиной 50-70 см. Полоску кладут на стол, левый конец ее загибают и завертывают им кончик пипетки, затем, вращая пипетку, навертывают на нее ленту бумаги. Для того чтобы бумага не разворачивалась, противоположный конец ее закручивают или приклеивают. На бумаге надписывают объем завернутой пипетки. При наличии пеналов градуированные пипетки стерилизуют в них.

Лабораторную посуду стерилизуют:

а) сухим жаром при температуре 180°С и 160°С соответственно 1 ч и 150 минут.

б) в автоклаве при давлении 1,5 атм. в течение 60 минут, для уничтожения споровой микрофлоры – 90 минут при 2 атм.

Стерилизация шприцев. Шприцы стерилизуют в разобранном виде: отдельно цилиндр и поршень в 2% растворе гидрокарбоната натрия 30 минут. При работе со спороносной микрофлорой стерилизацию производят в автоклаве при 132±2°С (2 атм.) в течение 20 мин, при 126±2°С (1,5 атм.) - 30 мин. Простерилизованный шприц собирают после того, как он остынет, в цилиндр вставляют поршень, надевают иглу, предварительно вынув из нее мандрен. Иглу, цилиндр и поршень берут пинцетом, который стерилизуют вместе со шприцем.

Стерилизация металлических инструментов. Металлические инструменты (ножницы, скальпели, пинцеты и пр.) стерилизуют в 2% растворе гидрокарбоната натрия, который предупреждает появление ржавчины и потерю остроты. Лезвия скальпелей и ножниц перед погружением в раствор рекомендуется обертывать ватой.

Стерилизация бактериальных петель. Бактериальные петли, сделанные из платиновой или нихромовой проволоки, стерилизуют в пламени спиртовой или газовой горелки. Такой способ стерилизации получил название прокаливания или фламбирования.

Петлю в горизонтальном положении вносят в нижнюю, наиболее холодную, часть пламени горелки, чтобы не произошло разбрызгивания сжигаемого патогенного материала. После того как он сгорит, петлю переводят в вертикальное положение, накаливают докрасна вначале нижнюю, затем верхнюю часть проволоки и прожигают петледержатель. Прокаливание в целом занимает 5-7 с.

Подготовка к стерилизации и стерилизация бумаги, марли и ваты. Вату, марлю, фильтровальную бумагу стерилизуют в сухожаровой печи при температуре 160°С в течение часа от момента показания термометром данной температуры или в автоклаве при давлении 1 атм. в течение 30 минут.

Перед стерилизацией бумагу и марлю нарезают кусочками, а вату сворачивают в виде шариков или тампонов нужной величины. После этого каждый вид материала в отдельности по одной или несколько штук заворачивают в плотную бумагу. При разрыве пакета стерилизованный материал следует стерилизовать повторно, так как стерильность его нарушается.

Стерилизация перчаток и других резиновых изделий. Изделия из резины (перчатки, трубки и т. д.), загрязненные вегетативной формой микробов, стерилизуют кипячением в 2% растворе гидрокарбоната натрия или текучим паром в течение 30 минут; при загрязнении спороносной микрофлорой-в автоклаве при давлении 1,5-2 атм. в течение 30 или 20 минут. Резиновые перчатки перед стерилизацией внутри и снаружи пересыпают тальком для предохранения их от склеивания. Между перчатками прокладывают марлю. Каждую пару перчаток завертывают отдельно в марлю и в таком виде помещают в биксы.

Стерилизация патогенных культур микробов. Пробирки и чашки, содержащие культуры микробов, не нужные для дальнейшей работы, складывают в металлический бак, пломбируют крышку и сдают на стерилизацию. Культуры патогенных микробов, вегетативные формы, убивают в автоклаве в течение 30 минут при давлении 1 атм. Сдача баков для стерилизации в автоклавную производится специально выделенным лицом под расписку. Режим стерилизации регистрируется в специальном журнале. При уничтожении культур микробов I и II групп патогенности, а также материала, зараженного или подозрительного на зараженность возбудителями, отнесенными к этим группам, баки с отработанным материалом переносят на металлических подносах с высокими бортами в присутствии сопровождающего лица, допущенного к работе с заразным материалом.

Виды стерилизации

Стерилизация кипячением.

Стерилизацию кипячением производят в стерилизаторе. В стерилизатор наливают дистиллированную воду, так как водопроводная образует накипь. (Стеклянные предметы погружают в холодную, металлические предметы-в горячую воду с добавлением гидрокарбоната натрия). Стерилизуемые предметы кипятят на слабом огне 30-60 минут. Началом стерилизации считается момент закипания воды в стерилизаторе. По окончании кипячения инструменты берут стерильным пинцетом, который кипятят вместе с остальными предметами.

Стерилизация сухим жаром.

Стерилизация сухим жаром производится в печи Пастера. Подготовленный к стерилизации материал кладут на полки так, чтобы он не соприкасался со стенками. Шкаф закрывают и после этого включают обогрев. Продолжительность стерилизации при температуре 150°С 2 ч, при 165°С – 1 ч, при 180°С – 40 мин, при 200°С – 10-15 мин (при 170°С бумага и вата желтеют, а при более высокой температуре обугливаются). Началом стерилизации считается тот момент, когда температура в печи достигнет нужной высоты. По окончании срока стерилизации печь выключают, но дверцы шкафа не открывают до полного охлаждения, так как холодный воздух, поступающий внутрь шкафа, может вызвать образование трещин на горячей посуде.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНТЕЛЬНОе

автономное учреждение амурской области

«амурский технический колледж»

(ГПОАУ АТК)

рабочая ПРОГРАММа профессионального модуля
ПМ.01

для профессии: 18.01.02 Лаборант-эколог

Свободный, 2015





Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 18.01.02 / Лаборант-эколог / Химические технологии
Организация-разработчик: ГПОАУ Амурской области «Амурский технический колледж»

Разработчик: Бондаренко Е.А., методист ГПОАУ АТК

Результаты освоения профессионального модуля 5

Структура и содержание профессионального модуля 7

Условия реализации программы профессионального модуля 14

Контроль и оценка результатов освоения производственного модуля 16



























1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1.1Область применения программы

Рабочая учебная программа профессионального модуля «Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования» является частью ППКРС СПО по профессии 18.01.02 Лаборант эколог.

В части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования к проведению анализа.

соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с

ПК 1.2. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.


1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

пользования лабораторной посудой различного назначения;

мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;

выбора приборов и оборудования для проведения анализов;

подготовки для анализа приборов и оборудования;

уметь:

готовить растворы для химической очистки посуды;

мыть химическую посуду;

обращаться с лабораторной химической посудой;

подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов;

пользоваться лабораторными приборами и оборудованием;

вести учет проб и реактивов;

обращаться с химическими реактивами;

знать:

назначение и классификацию химической посуды;

правила обращения, хранения, сушки химической посуды;

правила мытья химической посуды;

механические и химические методы очистки химической посуды;

назначение и устройство лабораторного оборудования;

правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов;

правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования;

свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам;

правила обращения с реактивами и правила их хранения
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

Всего: 104 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 18 часа;

учебной и производственной практики – 50 часов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования, в том числе профессиональными и общими компетенциями.


Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

ПК 1.1

Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа

ПК 1.2

Выбирать приборы и оборудование для проведения анализа

ПК 1.3

Подготавливать для анализа приборы и оборудование

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план ПМ. 01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Коды профессиональн ых компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов (макс. и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная обучающегося

Самостоятель ная работа обучающегося, часов

Учебная,

часов


Производственн ая,

часов


Всего,

часов


в т.ч. лабораторн ые работы и практичес кие занятия, часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1.-1.3.

Раздел ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

74

36

26

18

20

Производственная практика , часов

30

30

Всего:

104

36

26

18

20

30

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования


Наименование разделов, МДК и тем профессионального модуля

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

МДК 01.01

Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования


54

Тема 1.1. Требования к химической лаборатории

Содержание учебного материала

10

Назначение и классификация лабораторий. Требования к работающему в лаборатории. Требования к помещению лабораторий. Планировка, освещение и отопление лабораторных помещений. Факторы, влияющие на условия труда в лабораториях. Помещения для специальных лабораторий и требования к ним.

Водоснабжение лаборатории. Водопроводная сеть. Внутренний водопровод. Магистральные трубы, стояки и трубы, подводящие воду к приборам.

Канализация. Вывод сточных вод. Раковины. Централизованная подача горячей воды, пароводосмеситель. Центральное обеспечение лаборатории дистиллированной водой. Получение дистиллированной воды в лаборатории. Приточная и вытяжная вентиляция. Осуществление местной вентиляции при помощи отсосов, лабораторных вытяжных шкафов, аспирационных систем, зонтов.

Коммуникации, подводимые к вытяжным шкафам. Общеобменная вентиляция. Понятие кратности обмена воздуха.


Газовая сеть в лаборатории. Запорный вентиль на газовой магистрали. Подводка газа к рабочим столам. Газовые горелки. Проверка герметичности газопровода.

Распределительные щитки. Понятие о допустимой нагрузке. Предохранители.

Термостаты. Рубильники. Заземление электроприборов. Штепсельные розетки, их установка.

Лабораторные столы различного назначения, их устройство. Стулья и табуреты для лабораторий.
Практическая работа. Водоснабжение лаборатории. Сливные воронки. Правила пользования ими. Получение дистиллированной воды в лаборатории. Конструкция вытяжных устройств. Включение энергетического оборудования. Покрытия лабораторных столов. Обработка лабораторного стола. Приготовление пасты для натирания лабораторного стола.

Контрольная работа по теме Требования к химической лаборатории Самостоятельная работа (внеаудиторная) Подготовка сообщений по темам: Факторы, влияющие на условия труда в лабораториях. Помещения для специальных лабораторий и требования к ним. Типы перегонных аппаратов, их производительность. Виды вентиляции. Способы обнаружения и меры ликвидации утечки газа.


Тема 1.2. Лабораторная посуда.

Содержание учебного материала

10

Лабораторная посуда, назначение, классификация.

Стеклянная посуда: общего, специального назначения. Стеклянная посуда с нормальными шлифами. Мерная посуда. Правила обращения и хранения в лаборатории.

Правила работы со стеклом. Техника выполнения основных стеклодувных операций. Резка, оттягивание, запаивание и сгибание трубок и палочек.

Сверление шлифование стекла. Травление стекла. Огнеупорная посуда. Кварцевая, фарфоровая посуда. Посуда из высокоогнеупорных материалов. Посуда и принадлежности лабораторного обихода из металла, назначение, правила обращения и хранения. Соединительные элементы.


Химическая посуда из новых материалов.

Пробки корковые, резиновые, стеклянные, назначение, правила обращения и подбора. Сверление и обжим пробок. Заменители пробок.


Практическая работа . Стеклянная посуда общего назначения. Стеклянная посуда специального назначения. Мерная посуда.

Правила работы со стеклом. Резка, оттягивание, запаивание и сгибание трубок и палочек. Огнеупорная посуда. Фарфоровая посуда. Посуда и принадлежности лабораторного обихода из металла. Соединительные элементы. Соединительные элементы. Химическая посуда из новых материалов. Пробки корковые, резиновые, стеклянные, назначение, правила обращения и подбора. Сверление и обжим пробок.

Контрольная работа по теме Лабораторная посуда.

Самостоятельная работа (внеаудиторная) Выполнение презентаций по темам: Стеклянная посуда: общего, специального назначения. Мерная посуда. Огнеупорная посуда. Кварцевая, фарфоровая посуда. Посуда из высокоогнеупорных материалов. Посуда и принадлежности лабораторного обихода из металла. Химическая посуда из новых материалов.


8

2, 3

3
3


Тема 1.3 . Лабораторное

Содержание учебного материала

10

оборудование и

Весы и взвешивание. Типы весов, применяемых в лабораторной практике.

лабораторный

Весы для грубого взвешивания. Весы для точного взвешивания, их

инструментарий.

классификация и правила работы. Назначение и оборудование весовой

комнаты. Методы взвешивания.

Приборы для измерения температуры.

Приборы для измерения давления.

Прибор для перегонки при обыкновенном давлении. Виды дефлегматоров.

Прибор для перегонки под вакуумом. Прибор для перегонки с водяным

паром. Приборы для возгонки и техника проведения.

Оборудование для фильтрования. Виды центрифуг. Порядок работы с

центрифугой.

Приборы для выпаривания.

Газовые, жидкостные и электрические нагревательные приборы, их

характеристика и правила работы и меры предосторожности. Нагревание

полупроводниковыми пленками и в сосудах из электрического стекла.

Устройство для перемешивания жидкостей. Устройство, назначение и применение фильтр-прессов. Правила их установки в лаборатории.

Определение плотности с помощью пикнометров. Определение плотности с помощью ареометров.

Практическая работа. Аналитические, электрические и электронные весы, их устройство, правила установки и взвешивания. Проверка аналитических весов. Дилатометрические, манометрические и электрические термометры. Пирометры. Терморегуляторы. Термостаты. Правила работы с приборами для измерения давления. Приборы для перегонки. Подготовка к перегонке. Правила работы. Оборудование для фильтрования. Виды центрифуг.

Порядок работы с центрифугой. Правила работы с приборами для выпаривания. Нагревательные приборы. Подготовка к нагреванию. Типы мешалок и правила работы с ними. Определение плотности с помощью пикнометров. Типы пикнометров. Определение плотности с помощью ареометров.
Контрольная работа по теме Лабораторное оборудование и лабораторный инструментарий.

Самостоятельная работа (внеаудиторная) Подготовка презентаций по темам: Вакуум-насосы: типы, область применения. Аналитические, электрические и электронные весы, их устройство, правила установки и взвешивания. Приборы для измерения температуры.


8

Тема 1.4. Мытье и сушка химической посуды.

Содержание учебного материала

6

Мытье химической посуды. Механические и физические методы очистки посуды. Химические методы очистки посуды, смешанные способы мытья посуды.

Сушка химической посуды. Методы холодной сушки. Методы сушки при нагревании.
Практические работы: Механические методы очистки посуды. Физические методы очистки посуды. Химические методы очистки посуды. Методы сушки.

Зачет

Самостоятельная работа (внеаудиторная) Подготовка презентаций по темам: Механические и физические методы очистки посуды. Химические методы очистки посуды, смешанные способы мытья посуды.


Учебная практика:

Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места при работе в химической лаборатории. Правила внутреннего распорядка.

Ознакомление обучающихся с оборудованием учебной лаборатории, устройством и оснащением химических столов. Уход за рабочим столом, подготовка его к анализу.

Обучение обращению с химической посудой и реактивами, их хранению. Обучение отбору проб реактивов.

Обучение механическим, химическим и смешанным способам очистки посуды. Приготовление моющих растворов.

Требования безопасности труда при мытье посуды.

Обучение обращению с корковыми, резиновыми, стеклянными и полиэтиленовыми пробками. Ознакомление с электронагревательными приборами и правилами их эксплуатации.

Ознакомление с основными операциями стеклодувных работ. Безопасность труда при выполнении работ со стеклом.

Ознакомление с оборудованием для измельчения и смешивания.

Ознакомление с устройством и правилами эксплуатации технохимических и аналитических весов. Ознакомление с приборами для определения плотности жидкостей.

Ознакомление с приборами для измерения температуры. Ознакомление с методами сушки химической посуды.


20

Производственная практика:

Оборудование производственной лаборатории, устройство и оснащением химических столов, подводка газа, электричества, воды, сжатого воздуха и вакуума. Уход за рабочим столом, подготовка его к анализу. Практическое обращение с химической посудой и реактивами. Особенности хранения реактивов.

Отбор проб реактивов.

Использование различных способов очистки посуды. Практическое приготовление моющих растворов.

Использование различных методов сушки химической посуды. Получение дистиллированной воды в лаборатории.

Мытье посуды. Проверка посуды на чистоту.

Практическое обращение с пробками. Сверление корковых и резиновых пробок. Обжим пробок. Практическое ознакомление с оборудованием весовой комнаты. Проверка аналитических весов. Эксплуатация технохимических и аналитических весов.

Проведение основных стеклодувных операций.

Практическое ознакомление с электронагревательными приборами и правилами их эксплуатации. Работа с оборудованием для измельчения и смешивания.

Подготовка к работе приборов для определения плотности жидкостей. Практическое ознакомление с приборами для измерения температуры


3 0

ВСЕГО:

104

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПОДГОТОВКА ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ И

ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Лаборатория физико-химических методов анализа, аналитической химии:

АРМ преподавателя (компьютер, проектор, экран);

Аквадистиллятор ДЭ-4 -2 шт.;

Кондуктометр PWT (Hanna) -1 шт.;

Бутыль Вульфа на 10 литров – 3 шт.;

Термостат ТС-1/20;

Баня водяная UT-4305, 4шт.;

Сушильный шкаф ШСУ-М;

Муфельная печь ЭКПС-10;

Стерилизатор с охлаждением ГП-20;

Центрифуга ПЭ6900;

Магнитная мешалка ПЭ-6100, 4 шт.;

Электроплитка ПЭ,ПЭМ, 10 шт;

Микропипетки (дозаторы Экохим), 10 шт.;

Лабораторный pH-метр Эксперт-pH, 2 шт.;

Иономер И-510, 2 шт.;

Оксиметр-pH-метр-иономер Экотест 2000Т;

Титратор;

Рефрактометр;

Спектофотометр;

Весы аналитические, 2шт.;


  • Весы лабораторные, 8 шт.;

  • Термометр, 10 шт.;

  • Психометр М34М, 2шт.;

  • Барометр, 2шт.;

  • Вытяжной шкаф;

  • Хроматограф «Хроматек-Кристалл 5000»;

  • Газоанализатор, 2шт.;

  • Хим.посуда;

  • Хам.реактивы;

  • Лабораторная мебель;

  • Оборудование вытяжной системы;

  • Очистное оборудование.
Лаборатория химии и технологии нефти и газа, промышленной экологии:
- АРМ преподавателя (компьютер, проектор, экран);

- Сушильный шкаф ШС-80-01 до 300 С;

Муфельная печь SNOL 8,2/1100;

Стерилизатор ГП-10;

Центрифуга ОПН-3.02;

Титратор;

Вытяжной шкаф;

Установки для определения фракционного состава нефти, парафинов;

Стенды для химанализа нефти (содержания серы, щелочи, серной кислоты; плотности,

вязкозти и др.);

Хим.посуда;

Хим.реактивы;

Лабораторная мебель;

Оборудование вытяжной системы;

Очистное оборудование;

Стенд «Изучение способов очистки воды от нефтепродуктов»;

Комплект мебели.

    1. Информационное обеспечение


  1. Аналитическая химия: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования/; под ред. А.А.Ищенко,- 10-е издание перераб. и доп. -М, :Издательский центр «Академия», 2014.-464с.

  2. Августинович И.В.

  3. Технология аналитического контроля: учеб.пособие для учащихся учреждений нач.проф.образования. – М.: издательский центр «Академия», 2010. – 192с.

  4. Вержичинская С.В., Дигуров Н.Г., Синицин С.А.

  5. Химия и технология нефти и газа: учеб.пособие –3-е изд., испр. и доп. – М.:Форум: Инфа-м, 2014. -416с

Дополнительные источники:


  1. Аналитическая химия. Химические методы анализа/ Под ред. О. М. Петрухина. – М.: Химия, 2008.

  2. Авсеевич Е. А., Сашников В. Н. Государственный надзор за стандартами и средствами измерений. – М.: Изд-во стандартов, 2005.

  3. Барковский В. Ф., Городенцева Т. Б., Толорова Н. Б. Основы физико-химических методов анализа – М., «Высшая школа», 2005.

  4. Глинка Н. В. Общая химия. М.: Химия, 2006.

  5. Захаров Л. Н. Техника безопасности в химических лабораториях. Л.: Химия, 2005.

  6. Новый справочник химика и технолога: в 7 томах СПб, Профессионал, 2005.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ (тестирования), учебной практики, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки


ПК 1.1. Пользоваться

1. Пользование лабораторной

Текущий контроль в форме:

лабораторной посудой

посудой различного назначения.

- собеседования;

различного назначения,

2. Мытье посуды в соответствии с

- тестирования;

мыть и сушить посуду в

требованиями химического анализа.

- защиты практических

соответствии с

3. Сушка посуды в соответствии с

заданий по темам МДК;

требованиями

требованиями химического анализа.

- наблюдения за

химического анализа

выполнением учебных

ПК 1.2. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализа

Выбор приборов и оборудования для проведения анализа.

практических работ.

Промежуточный контроль в

форме контрольных работ по

ПК 1.3. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

Подготовка для анализа приборов и оборудования.

темам МДК.

Итоговый контроль в форме

наблюдения и экспертной

оценки выполнения

комплексных практических

работ и экзамена по

завершению МДК

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии.



ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Выбор способов решения профессиональных задач в части организации рабочего места, мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа, выбора

и подготовки приборов и оборудования для проведения анализов, обращения с химическими реактивами.


Наблюдение за обучающимися в процессе производственной практики.

Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести ответственность за результаты своей работы

Обращение с химическими реактивами в зависимости от их свойств; анализ учета проб и реактивов; подготовка растворов для очистки и мытье химической посуды в зависимости от типа загрязнений; подготовка

лабораторного оборудования к проведению различных анализов.

Самоконтроль качества выполненной работы


Оценка результативности выполняемой работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.

Эффективный поиск необходимой информации в различных профессионально- ориентированных источниках (справочниках, каталогах, технической документации и т.п.)

Оценка эффективности работы обучающегося с источниками информации.

ОК 5. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной

программы.


ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами

Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной программы.

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Применение полученных профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности.

Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной программы.

Для работы в бактериологической лабо­ратории используют л абораторную посуду: Чашки Петри, пробирки различного размера, пастеровские пипетки, колбы, бактериологичес­кие петли, инструменты, предметные и покровные стекла, карандаш по стеклу (стеклограф), стерилизаторы, дистилляторы и т. п.

Посуду моют в специально оборудованных мойках. Новую посуду кипятят в 1 %-ном растворе пищевой соды или мыльной воде в течение 15-20 мин, промывают водой, помещают на несколько часов в слабый раствор соляной кислоты, затем тщательно ополаскивают дистиллиро­ванной водой. Посуду, бывшую в употреблении, выдерживают в течение 2 ч в смеси серной кислоты с дихроматом калия (100 частей кислоты, 50 частей дихромата калия на 1000 частей воды), затем моют ершами в горячей воде, кипятят в мыльной воде или в 1 %-ном растворе гидрокарбоната натрия и тщательно прополаскивают. Вымытую посуду помещают в сушильный шкаф. Предметные стекла после мойки протирают чистой полотняной салфеткой и хранят в склянках с при­тертой пробкой в смеси спирта и эфира или хорошо завернутыми в чистую бумагу.

Посуду для стерилизации готовят следующим способом. Пробирки, колбы закрывают ватно-марлевыми пробками, завертывают по 10- 15 шт. в бумагу. На колбы надевают бумажные колпачки, перевязы­вают от попадания пыли.

В один конец градуированных пипеток вставляют ватный тампон, затем вращательным движением обматывают длинной тонкой полос­кой бумаги шириной 4-5 см. При этом концы пипеток должны быть тщательно завернуты бумагой.

В концы пастеровских пипеток вставляют ватные тампоны, а затем по несколько штук завертывают в бумагу или помещают в специаль­ные пеналы.

Чашки Петри завертывают по 3-4 шт. в бумагу и стерилизуют в сушильном шкафу или в автоклаве.

Колбы и пробирки, закрытые ватно-марлевыми пробками, мясопептонного бульона, агара и других сред помещают в стерилизующий аппарат.

Лабораторную посуду, питательные среды и другие материалы стерилизуют.

Оборудование для ветеринарной лаборатории включает весь арсенал технических средств, применяемых для проведения анализов, изучения биофизиологических и биохимических процессов в организме животного, разработки и испытания новых ветеринарных препаратов.

Перечень исследований, проводимых современными ветеринарными лабораториями, многообразен и включает все виды биохимического, бактериологического, серологического, цитологического, гормонального, патоморфологического анализа. Возможности ветеринарии сегодня охватывают гематологию, иммунологию, иммунохимию, коагулологию, гистологию и многие другие научные направления.

Биологические объекты отличаются сложной многокомпонентной структурой, элементы которой могут никак не проявлять себя в нормальных условиях из-за малого размера или нейтральных химических свойств. Для определения состава биопроб применяют оптические устройства (микроскопы) и аналитическое оборудование, позволяющее исследовать свойства крови, мочи, образцов тканей, других биоматериалов на микроуровне.

Без применения специальной аппаратуры не обходится и такой распространенный вид лабораторной деятельности, как изучение мочи. Специальные анализаторы позволяют выявить присутствие в моче кристаллов мочевой кислоты, трипельфосфатов, оксалатов кальция. Для визуального изучения структуры осадка используются микроскопы. Полученные данные помогают диагностировать непроходимость мочевыводящих протоков, мочекаменную болезнь, почечную недостаточность и другие нарушения функции мочевыделения.

Для выполнения гистологических исследований применяют специальное оборудование для изготовления и обработки образцов тканей: микротомы и криостаты, автоматы для парафиновой заливки и окрашивания препаратов, устройства гистологической проводки.

С появлением мобильных лабораторно-диагностических комплексов стало возможным проведение выездных исследований, что очень удобно для обслуживания ферм и племенных хозяйств.

Кроме аналитических технических средств, ветеринарная лаборатория нуждается в качественных источниках освещения, бактерицидных лампах и функциональной мебели: рабочих столах и тумбах разного назначения, штативах, шкафах для посуды и инструмента, дезинфекционном и стерилизующем оборудовании, сухожаровых шкафах и автоклавах.

Лабораторный анализ – основной источник диагностической информации в ветеринарии, необходимое условие для постановки верного диагноза и назначения адекватной терапии. Надёжное сертифицированное ветеринарное оборудование и функциональная мебель, адаптированная к специфике деятельности ветеринарной лаборатории, являются залогом высокой объективности, точности и достоверности результатов проводимых исследований.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ тверской области

гБПоу «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского »

Согласовано: Утверждаю:

Директор ГБПОУ

______________________ «Ржевский колледж

______________________ имени Н.В. Петровского»

______________________ _____________Б.В. ЖУКОВ

«___»___________20___г «___»______________20___г.

Программа профессионального модуля

ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

18.01.02 Лаборант-эколог

Ржев, 2015-2016 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Приказа Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 916 (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) ППКРС 18.01.02 Лаборант-эколог.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского»

Разработчики:

Мастер производственного обучения: Замятина Л.Ю.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1

Раздел 1

Пользоваться лабораторной посудой различного предназначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

48

22

8

26

-

ПК.1.2

Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

46

22

8

24

-

ПК.1.3

Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

70

40

10

30

Производственная практика , часов(если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика )

-

-

Всего:

190

84

26

80

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

МДК 01.01. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Тема 1.1. Химическая посуда

22

Требования к помещению лаборатории. Оборудование лаборатории.

Стеклянная посуда общего назначения.

Посуда специального назначения. Мерная посуда.

Работа со стеклом.

Химическая посуда из новых материалов.

Фарфоровая и высокоогнеупорная посуда.

Кварцевая посуда.

Металлическое оборудование.

Лабораторный инструмент.

Лабораторные работы

12

ЛПЗ «Оборудование лаборатории»

ЛПЗ «Классификация посуды. Работа со стеклом»

ЛПЗ «Работа с лабораторным оборудованием»

22

Мытье химической посуды. Механические и физические методы очистки.

Химические методы очистки.

Приготовление растворов для мытья посуды и мытье посуды.

Смешанные способы мытья посуды.

Сушка химической посуды: холодная сушка, методы сушки при нагревании.

Лабораторные работы

12

ЛПЗ «Мытье химической посуды.

ЛПЗ «Сушка химической посуды»

24

Приборы для измельчения и смешивания.

Весы и взвешивание.

Виды весов.

Растворение.

Экстракция. Фильтрование.

Приборы и материалы для фильтрования.

Дистилляция.

Выпаривание и упаривание.

Нагревание и прокаливание.

Кристаллизация.

Определение плотности.

Специальные методы очистки веществ.

Измерение давления.

Высушивание.

Измерение температуры.

Стерилизация.

Свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам.

Деление реактивов на классы опасности.

Ядовитые вещества. Хранение ядовитых веществ .

Взрывоопасные и пожароопасные реактивы. Правила обращения и хранения реактивов. Хранение кислот и щелочей .

Утилизация реактивов. Учет реактивов. Классификация реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе.

Лабораторные работы

16

ЛПЗ «Измельчение и смешивание веществ».

ЛПЗ «Работа с весами». «Растворение».

ЛПЗ «Фильтрование растворов».

ЛПЗ «Получение дистиллированной воды».

ЛПЗ «Выпаривание, упаривание, прокаливание»

ЛПЗ «Кристаллизация веществ»

ЛПЗ «Определение плотности веществ»

ЛПЗ «Стерилизация. Измерение температуры»

ЛПЗ «Классификация химических реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе»

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.01

26

Составить план лаборатории и размещенного в нем оборудования

Изображение всех видов спец. посуды на бумаге формата А 4

Подготовка сообщений по фарфоровой и высокоогнеупорной посуды.

Подготовка сообщений по методам и видам мытья и сушки посуды

Изображение весов различных видов на бумаге формата А4

Схематическое изображение процессов экстракции и фильтрования

Схематическое изображение процесса дистилляции по получению дистиллированной воды (перегонка)

Выполнение доклада по теме «Выпаривание и упаривание»

Выполнение доклада по теме «Накаливание и прокаливание»

Составление кроссворда по теме «Кристаллизация»

Выполнение реферата по теме «Специальные методы очистки веществ»

Составить таблицу по классу опасности реактивов

Сообщение по теме «Ядовитые вещества. Хранение ядовитых веществ»

Сообщение по теме «Утилизация реактивов. Учет реактивов. Классификация реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе»

Учебная практика

Виды работ

- Выбиратьстеклянную посуду общего назначения.

Выбирать посуду специального назначения для анализов.

Работать с мерной посудой.

Выполнять работу со стеклом.

Пользоваться химической посудой из новых материалов.

Применять фарфоровую и высокоогнеупорную посуду.

Пользоваться кварцевой посудой.

Обращаться с металлическим оборудованием.

Использовать лабораторный инструментарий.

Выполнять мытье химической посуды. Применять механические и физические методы очистки посуды.

Выполнять химические методы очистки посуды.

Приготавливать растворы для мытья посуды и мыть посуду.

Использовать смешанные способы мытья посуды.

Выполнять сушка химической посуды: холодная сушка, методы сушки при нагревании.

Точность и правила работы с весами различного назначения.

Выполнять растворение химических реактивов.

Проводить анализы по экстракции и фильтрованию.

Выполнять процесс дистилляции, получения дистиллированной воды.

Проводить процессы выпаривания и упаривания в лабораторных условиях.

Проводить процессы нагревания и прокаливания различных веществ.

Определять плотность с помощью ареометров.

Выполнять специальные методы очистки веществ.

Проводить измерение давления.

Выполнять процесс высушивания.

Проводить измерение температуры с помощью термометров.

Проводить стерилизацию.

Проводить деление реактивов на классы опасности.

Выполнять утилизацию реактивов.

Вести учет реактивов.

Классифицировать реактивы по способу их хранения.

Выполнять технику безопасности при работе с реактивами.

80

Диф. зачет

Всего

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов для изучения профессионального модуля по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся - 25;

Рабочее место преподавателя - 1;

Комплект учебно-наглядных пособий - комплект электронных пособий

Комплект лабораторного инвентаря

Автоклав

Сушильный шкаф

РН-метр

Микроскопы

Весы: технохимические, аналитические, торзионные

Холодильник

Лабораторные столы

Аналитический стол

Дистиллятор

Приборы для автоматического титрования

Барометры, термометры

Барограф

Термостат

Эксикатор

Психрометр

Колориметр

Стерилизатор

Посуда (стеклянная, мерная, фарфоровая, специального назначения)

Химические реактивы

Водяная баня

Технические средства обучения:

Вытяжной шкаф

Электроплитка

Бактерицидная лампа

4.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    И.В. Августинович «Основы технического анализа», Академия, 2012 г;

    Н.М. Александрова «Методика обучения профессии «Лаборант-эколог», Академия, 2012 г., НПО;

    С.Ю. Андрианова «Теоретические основы химического анализа», Академия, 2012 г.НПО;

    Б.М. Гайдукова «Техника и технология лабораторных работ», Академия, 2011 г. НПО;

    А.В. Сугак «Процессы и аппараты химической технологии», Академия, 2011 г. НПО;

Дополнительные источники:

    П.И. Воскресенский «Техника лабораторных работ», 1970г.

    В.П.Крищенко «Практикум по технике лабораторных работ». 1987г.

    В.А. Аликеев, Е.А. Петухова «Справочник по контролю кормления и содержания животных». 1982г.

    В.П. Крищенко «Техника лабораторных работ». 1988г.

    Е.А. Петухова, Р.Ф. Бессарабова. «Зоотехнический анализ кормов». 1981г.

    В.А. Фазумов «Справочник лаборанта-химика по анализу кормов» 1981г.

    В.А. Макаров, В.П. Фролов «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами с основами технологии» 1991г.

Интернет- ресурсы:

www.

www / vkozinov .narod 2.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательной аудиторной нагрузки – 36 часов в неделю.

Преподавание МДК профессионального модуля имеет практическую направленность. Для закрепления теоретических занятий и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются лабораторно-практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующих тем. При проведении ЛПЗ группы разбиваются на подгруппы.

Реализация программы модуля предусматривает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика (производственное обучение) проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей.

Учебная практика проводится в лаборатории образовательного учреждения и в производственных лабораториях работодателей. По итогам учебной практики проводится сдача дифференцированного зачета с выполнением практического задания. Итоговая аттестация в форме экзамена (квалификационный).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

наличие высшего профессионального образования и среднего специального образования, соответствующего профилю модуля. Мастера производственного обучения должны иметь 5-6 разряд по профессии. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Раздел ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Тема 1.1. Химическая посуда

Тема 1.2. Мытье и сушка химической посуды

Тема 1.3 Назначение и устройство лабораторного оборудования, проведение химических анализов

Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

Подбор стеклянной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 24-400-75, ГОСТ Р ИСО 4794 - 94;

Подбор фарфоровой и высокоогнеупорной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 9147 -80;

Подготовка мерной посуды для химического анализа ГОСТ 20292- 74;

Выполнять мытье посуды механическим, физическим, химическим, смешанным способами и мытье органическими растворителями (эфиром, ацетоном, спиртом, бензином, скипидаром и др.) сушку посуды холодным, горячим способами в соответствии с требованиями химического анализа ГОСТ 27025 - 86;

Готовить растворы для химической очистки посуды (хромовой смесью, марганцевокислым калием, серной кислотой и растворами щелочей);

Выполнять сушку посуды;

Выполнять работу со стеклом: резка, гибка, вытягивание при нагревании;

Подготовка фарфоровой и высокоогнеупорной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 9147-80;

Подбор кварцевой посуды и металлического оборудования посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 19908- 90, ГОСТ 19126 - 79.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

Обосновывать выбор методов мытья посуды (свойства, загрязняющих посуду веществ: жировыми, смолистыми, нерастворенными в воде веществами);

Обосновывать выбор методов сушки посуды;

Обосновывать выбор приборов и оборудования для проведения анализов;

Собирать лабораторные установки для анализов;

Подготавливать приборы и оборудование для дистилляции; для измельчения твердых веществ и смешивания; для выпаривания и упаривания; для экстракции и фильтрования; для кристаллизации; для нагревания и прокаливания; для кристаллизации; для определения плотности; для измерения давления; для измерения температуры; для стерилизации; для высушивания веществ; для специальных методов очистки веществ;

Подготавливать к работе основное и вспомогательное оборудование (весы, разновесы, шпатели, подручный материал, тару);

Вести учет проб и реактивов (журнал по прокурсорам);

Оформлять учетную документацию по движению и расходованию реактивов

Текущий контроль в форме защиты лабораторно-практических заданий

контрольные работы по темам МДК

Текущий контроль в форме защиты лабораторно-практических занятий

Наблюдение и оценка на теоретических, лабораторно-практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

Оценка самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка на теоретических, лабораторно-практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях нести ответственность за результаты своей работы

ОК5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Качественное выполнение заданий обучающихся;

Наличие положительных отзывов по прохождению учебной и производственной практик;

Активное посещение учебных занятий, консультаций и практики

Планирование времени для выполнения и решения поставленных задач;

Находить и оптимально обрабатывать информацию для достижения поставленных задач;

Правильно сочетать отдых с работоспособностью для продуктивной деятельности;

Точное выполнение требований руководителя;

Отвечать за результат своей работы,

обосновывать принятые решения;

Объективная оценка рабочей ситуации в соответствии с поставленной задачей;

Оперативно и грамотно решать проблемы, связанные с отклонениями параметров качества проводимых анализов;

Стремиться к совершенствованию личностного развития;

Результативное использование в учебной деятельности в учебной практике информационных и коммуникационных ресурсов;

Грамотное использование прикладного обеспечения или информационно-коммуникационного обеспечения при освоении программного модуля

Оформление документации с использованием ИКТ;

Выбор необходимого программного обеспечения

- соблюдение этических норм общения при взаимодействии с преподавателем, мастером п/о;

Соблюдение приемов делового общения с обучающимися, мастерами п/о, преподавателями;

- соблюдение основных понятий и принципов этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений;

-быть готовым взять на себя ответственность за выполненную работу в коллективе;

- поддерживать деловую репутацию;

Успешное освоение профессионального модуля;

Стремление к повышению профессиональных компетенций;

Применение полученных профессиональных знаний в своей деятельности.

Анализ конкретных умений и знаний при выполнении основных действий модуля.

Наблюдение за конкретными действиями обучающихся в ходе выполнения лабораторно- практических заданий, самостоятельной работы и учебной практики.

Текущая оценка реальных конкретных умений и знаний при выполнении лабораторно- практических занятий, самостоятельной работы и учебной практики.

Наблюдение за подготовкой обучающихся для выполнения лабораторно- практических заданий, самостоятельной работы и учебной практики.

Наблюдение за конкретными действиями обучающихся в процессе обучения.

Комплексная итоговая оценка освоенных компетенций.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

Отлично

75 ÷ 89

Хорошо

60 ÷ 74

Удовлетворительно

менее 60

Неудовлетворительно