Главная · Выключатели и розетки · Самые часто задаваемые вопросы на тему космос. Маоу сетовская сош

Самые часто задаваемые вопросы на тему космос. Маоу сетовская сош

Игра – викторина для учащихся начальной школы "Космическое путешествие".

Шибкова Светлана Александровна педагог дополнительного образования.
Назначение: данная викторина будет полезна для работы учителям начальных классов и педагогов дополнительного образования; материал викторины предназначен для детей 9 - 11 лет.
Тема: Игра-викторина ‹‹Космическое путешествие››.
Цель: Познакомить детей с днем космонавтики; активизация познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
1.Расширить представления детей о космонавтике.
2.Формировать чувства патриотизма и гражданственности.
3.Развить творческие способности учащихся, внимания, память, ловкость, смекалку путём использования игровых элементов.
4.Организовать соревновательную деятельность между командами, создать активное взаимодействие учащихся в команде, способствовать сплочению коллектива класса.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, воздушные шары, ручки, листы бумаги, карточки с заданиями, конструктор, звездочки, медальки для награждения.
Форма: игра-викторина, соревнование.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас! Сегодня знаменательный весенний день 12 апреля. А вы знаете какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? Правильно, ‹‹День космонавтики››.
- Сейчас мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство.
С глубокой древности таинственный, загадочный мир планет и звезд манил к себе внимание людей. В наше время знают, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, но раньше люди считали, что она неподвижна. Когда наши предки начинали узнавать Землю, они представляли её перевёрнутой чашей, опирающейся на гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звёзд. (Демонстрация изображения)
С тех пор прошли тысячи лет. Люди начали строить корабли и, совершать кругосветные путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что земля не плоская, а шарообразная. Знаменитый древнегреческий учёный Аристотель Аристотель (IV век до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Но только шар отбрасывает круглую тень. Астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг него за год. Потом люди стали строить летательные аппараты, воздушные шары, дирижабли, самолёты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.
- Ребята, что такое космонавтика? (ответы детей)
Космонавтика - совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение космического пространства и внеземных объектов.
- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос? (ответы детей)
Правильно Юрий Алексеевич Гагарин . 12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР - Юрий Алексеевич Гагарин (портрет). Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. В 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Поэтому именно 12 апреля мы празднуем ‹‹День космонавтики››. Этому празднику посвящается наше мероприятие.
-Сейчас вы разделитесь на две команды будете соревноваться в смелости, ловкости, сноровке и смекалки. За победы в конкурсных заданиях вы будите получать звёзды, в конце мероприятия мы подведём итоги и наградим команды призами. (образование команд)
Задание №1. Разминка.
Задача - придумать название и девиз команды.
- Ребята, а вы знаете, что такое ‹‹космос››? (ответы детей)
В целом космос – пространство, которое простирается бесконечно во все стороны, включая в себя галактики и звезды, черные дыры и планеты, космическую пыль и другие объекты.
-Сегодня мы совершим путешествие в космическое пространство. Но для этого нам понадобиться ракета.
Задание №2. Строение ракеты.
Командам даётся конструктор. Задача - собрать ракету и дать ей название («Апполон», «Восток», «Союз», «Мир», ...).
-Наши ракеты готовы, нам нужен капитан. Выбираем капитана.
-А сейчас я вам расскажу интересные факты.
Венера , это единственная планета Солнечной системы, которая обращается против часовой стрелки.
Спутником называют небольшое тело, которое совершает вращательные движения вокруг планеты под воздействием силы притяжения. Различают искусственные и естественные спутники.
Комета - это небесное тело небольших (по космическим меркам) размеров, полагается, что это массив изо льда, пыли и вкраплений металлов.
Ну а сейчас можно отправляться. В добрый путь!
Остановка №1. Марс.
Планета Марс это одна из самых маленьких планет нашей Галактики. Марс - четвертая от Солнца. По мнению ученых, это единственное небесное тело, на котором могла бы существовать жизнь. Ведь в прошлом на поверхности планеты была вода. Такой вывод можно сделать на основании того, что на полюсах существуют большие ледяные шапки, а поверхность покрыта множеством борозд, которые могли быть высохшими руслами рек.
- Посмотрите нам оставили письмо на этой планете! Только оно зашифровано.
Задание №3. Расшифровать письмо.
Задача команды расшифровать письмо.
Командам выдаются письма. На листе написан шифр и само зашифрованное письмо.

(Помогите! У нас авария! Наш корабль потерпел крушение на планете Меркурий.)
- Нам нужно помочь людям, чей корабль потерпел крушение на Венере. А чтоб попасть на Меркурий и помочь команде, нам надо ответить на вопросы.
Задание №4. Вопросы.
Задача – ответить на вопрос быстрее соперника.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.

Вопросы:
1.Спутник земли? (Луна)

2.Как звали человека, который совершил первый полет в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин )
3.Самая маленькая и наиболее удалённая от Солнца планета? (Плутон)
4.Сколько планет в солнечной системе? (9 планет)
5.Перечислите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
6.Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос? («Восток - 1»)
7.Какая планета названа в честь богини любви? (Венера)
8.Назовите клички собак, летавших в космос до людей и которые благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)
9.Как звали первую женщину космонавта, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
10.Как космонавты принимают пищу? (с помощью тюбиков)
- Молодцы! Продолжаем путь!
Остановка №2. Юпитер.
Юпитер пятая по счету планета является самой большой. В объем Юпитера поместилось бы 1300 Земель, а масса его в 317 раз больше земной. В основном эта планета состоит из газа, единственная твёрдая часть – каменное ядро.
- Ребята, чтобы нам отправится с Юпитера на другую планету нам придётся найти потерянные слова.
Задание №5. Найди слова, спрятанные в буквах.
Задача команд найти 6 слов в таблице, плюс бал за два дополнительных слова.
Командам раздаются карточки, на которых изображена следующая таблица.


(Космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна)
-Продолжаем путешествие.
Остановка №3. Сатурн.
Это второй по величине газовый гигант, названный в честь античного бога. Он состоит из водорода и гелия, но на его поверхности были обнаружены следы метана, аммиака и воды. Самая главная особенность Сатурна - это наличие ярких колец. Четыре кольца Сатурна - это самое удивительное явление в Солнечной системе. Необычно то, что внутренние кольца движутся быстрее, чем наружные.
- Ребята, наше следующие задание отгадать загадки.
Задание №6. Загадки.
Задача команды как можно больше отгадать загадок.
Учитель читает загадки, дети отгадывают.

Загадки:

1.В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (Комета)
2.Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
3.Синие полотнище
Золотыми гвоздями приколочено. (Звезды на небе)
4.Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)
5.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
6.Шел я мимо, Видел чудо -
Висит в небе Круглое блюдо. (Луна)
7.Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой. (Небо)
8.Состоит из точек свет,
Полна горница планет. (Космос)
-Летим дальше!
Остановка №4. Уран.
Седьмая от Солнца планета - Уран. Она самая холодная из всех - температура опускается до -224 °С. Уран относят к отдельной категории ледяных гигантов. Удивительная особенность данного небесного тела в том, что вращается оно, лежа на боку. Как и у всех планет-гигантов, у Урана есть кольца и много спутников. Целых 13 колец вращается вокруг него, но они не такие яркие, как у Сатурна, планета удерживает 27 спутников.
- Смотрите все буквы перепутаны. Вероятно, инопланетяне не знают русского языка. Вам надо поставить согласные и гласные буквы так. Чтобы получились слова.
Задание №7. Перевёртыши.
Задача команды составить слова.
Командам раздаются карточки со словами.

Слова перевёртыши:
СОСОМК - космос
АНАФКСДР - скафандр
ИДОНАМУГ - гуманоид
АТИОРБ - орбита
ОНАВТКОСМ - космонавт
ЦЕОЛСН - солнце
-Молодцы, навели порядок в буквах. Летим дальше.
Остановка №5. Нептун.
Нептун окружён яркими голубыми облаками. Отличается буйством сильнейших ураганов, скорость которых часто достигает за час величины в пару тысяч километров. Все ветры обдувают планету вдоль экватора, навстречу ее движению.
- На этой планете мы будем разгадывать кроссворд. Ребята здесь вам надо будет немножко подумать, но кто был внимательным быстро с этим справится.
И только после этого мы сможем полететь на Землю, домой.
Задание №8. Кроссворд.
Задача команды разгадать кроссворд.
Учитель раздаёт кроссворды, дети разгадывают.

Вопросы (по горизонтали):
Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.
1.Представляет собой каменную или металлическую глыбу, движущуюся вокруг Солнца? (Астероид)
2.Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
3.Спутник Земли? (Луна)
4.Единственная планета Солнечной системы, которая вращается против часовой стрелки? (Венера)
5.Бывает искусственный и естественный? (Спутник)
6.Самая холодная планета? (Уран)
7.Небесное тело небольших (по космическим меркам) размеров, состоящая изо льда, пыли и вкраплений металла? (Комета)
8.Планета, на которой мы живём? (Земля)

Вопросы викторины

1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К. Э. Циолковский)

2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)

3. Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)

4. Как назывался космический корабль Ю. А. Гагарина? («Восток»)

5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)

6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

7. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)

8. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл»)

9. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер»)

10. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)

11. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)

12. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега»)

13. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)

14. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

15. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)

16. Что такое астероиды? (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)

17. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)

18. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)

19. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)

20. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)

21. В чем различие звезды и планеты? (Звезда – самосветящийся раскаленный газовый шар, планета – темное тело, отражающее свет звезды.)

22. Чем отличается телескоп – рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив – линза, у рефлектора – зеркало.)

23. Кем открыты законы движения планет? (Иоганом Кеплером.)

24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)

25. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем? (Академик Сергей Павлович Королев.)

26. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит? (Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.)

27. Назовите Галилеевы спутники Юпитера. (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.)

28. Чем определяется звезды? (Ее температурой.)

29. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца. (Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)

30. К какому типу галактик относится наша звездная система? (К спиральным.)

31. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится? (БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.)

32. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)

33. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)

34. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)

35. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)

36. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды? (В последней четверти.)

37. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)

38. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота? (Олимп. Около 25 км.)

39. Как делятся метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)

40. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза? (Зеленый, около 5500 А.)

41. Кто впервые измерил скорость света? (Майкельсон.)

42. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере? (20–25 км.)

43. Что такое гномон? (Древнейший прибор для определения времени.)

44. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности? (По перемещению за несколько часов.)

45. В какой популярной книге какого писателя описано путешествие на Марс? (А. «Аэлита», Э. Берроуз «Марсианские хроники».)

46. Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.)

47. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)

48. Чьи это слова: «Я верю, что многие из нас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия»? (К. Э. Циолковский).

49. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг? (Не более двух, так как на Луне вес такого груза составит не более 40 кг.)

50. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько (отсутствие кислорода).)

51. Космический спутник летит прямым курсом из Москвы и пролетает над Северным полюсом. В какую сторону света летит ракета? (Все направления над Северным полюсом южные, следовательно, спутник летит на юг.)

52. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом? (Зимой, в это время Земля находится в перигемии.)

53. В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе? (Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется)

54. Какое астрономическое явление описал А. С.

Татьяна Осипова
«Путешествие в космос». Викторина для детей подготовительной группы

Муниципальное казённое

Дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад

Комбинированного вида

«Катюша»

«Путешествие в космос »

(Тематическая викторина

для детей подготовительной группы )

Воспитатели :

Осипова Т. П.

Наумова В. А.

Лодейное Поле

Апрель 2014г.

Цель : Приобщать детей к изучению космоса .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о планетах и их месторасположении в солнечной системе, о профессии «космонавт » , космических кораблях .

2. Воспитывать дружелюбие, ответственность, выдержку, умение действовать в команде.

3. Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность, ловкость, внимание.

Материал :

аудио запись с космической музыкой , разрезные картинки, эмблемы «Ракета» , «Звезда» , мультимедио, туннель, звёзды, полотенца…

Предварительная работа :

Беседы о космонавтах , солнечной системе, планетах, рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии о космосе , лото, домино о космосе , просмотр DVD фильмов «Путешествие на марс » , «Тайна третьей планеты» , «Что говорят звёзды» , рисование и лепка на тему «Инопланетянин» , аппликация «Космонавт » , ручной труд «Летающая тарелка» .

Конкурс чтецов «Стихи о космосе » .

Ход мероприятия:

Дети под музыку входят в зал (встают у стульчиков) .

Ребята, вы любите смотреть в небо (фото) О чём,вы, мечтаете?

Воспитатель : Да, это день космонавтики , это праздник всех людей, которые участвуют в создании космических ракет , и праздник космонавтов . Уже очень давно люди исследуют космос . И я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие для исследования космоса . Согласны?

У нас две команды - «Ракета» капитан….

«Звезда» капитан….

Воспитатель : Перед началом полёта я предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Первая команда «Звезда» . Приветствие : «Мы команда «Звезда» освещаем путь всегда».

Наш девиз : «Светить всегда, светить везде.» .

Вторая команда «Ракета» . Приветствие : «Мы команда «Ракета» долетим к любым планетам».

Наш девиз : «Только вперёд - ни шагу назад!»

Воспитатель : Внимание игроки, за каждый конкурс вы будете получать космические фишки . У какой команды окажется большее количество фишек, та команда и победит.

Объявляю первый конкурс : «Это интересно» .

Я буду задавать вам вопросы, а вы быстро отвечать.

Вопросы команде «Звезда»

1. Сколько всего планет вращаются вокруг Солнца? (9)

2. Место запуска ракеты (космодром ) .

3. Какая планета названа в честь богини любви Венеры? (Венера)

4. Назовите спутник Земли? (Луна)

5. Что изображено на слайде? (скафандр) Чья это одежда?

Вопросы команде «Ракета»

1. Назовите планету солнечной системы, которую в древности называли «планетой войны» за её красный цвет? (Марс)

2. Что это за планета (Сатурн) Чем интересна (есть кольца) Из чего состоят? (камней и льда)

3. Какая планета самая холодная? (Плутон)

4. Что это за планета? Какая по счёту наша планета Земля от Солнца? (третья)

5. В каком положении находятся космонавты при выходе из корабля на орбиту? (невесомость)

Слово жюри.

Воспитатель : Молодцы ребята. Летим дальше, а на чём?

Второй конкурс «Строим ракету»

Ведущий приглашает две пары детей . Мальчики встают прямо и поднимают руки вверх, сложив ладони вместе – это ракета. Девочки должны как можно быстрее обмотать мальчиков бумажным полотенцем, которое им дает ведущий. В результате получиться настоящая ракета, причем лицо мальчикам заматывать нельзя, так как они «космонавты » . Та пара, которая справится с зданием быстрее, побеждает.

Слово жюри.

Ракеты готовы, отправляемся в полёт.

Третий конкурс «В космос всем открыта дверь . Ну - ка, сам себя проверь!».

Вопросы команде : «Звезда»

2. Чей портрет изображён на слайде? (фото) (Гагарин) .

(Просмотр видиофильма о Ю. А. Гагарине) (чтение стихотворения) .

3. Источник жизни на Земле? (Солнце)

4. Чей портрет изображён на слайде? (фото) (Первая женщина-космонавт В . Терешкова) .

5. У какой из планет есть кольца? (Сатурн) Из чего состоят (камней и льда)

6. Что это за аппарат? (фото) (тарелка)

Вопросы команде : «Ракета» .

1. Чей портрет изображён на слайде? (фото) (Вторая женщина – космонавт

С. Савицкая)

2. Как называют упавший на Землю камень из космоса ? (метеорит)

3. Ближайшая к нам звезда? (Солнце)

4. Спутник Земли? (Луна)

5. Что это за аппарат? (фото) (ковер-самолет) Где на нём летают? (в сказках)

6. Что это за планета? (фото) (Уран) Из чего состоят кольца? (из газа)

Слово жюри

Четвёртый конкурс «Выход в открытый космос » .

(участники пролетают в туннель, берут звезду, возвращаются и передают эстафету). По окончании конкурса дети дарят звёзды гостям.

Слово жюри

Пятый конкурс : «Загадки» .

Загадки для команды «Звезда»

1.- Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам она. (Луна)

2. От земли далеко, не потрогаешь его? (Небо)

3. В специальную трубу, смотрит во Вселенную. (астроном)

4. - Рассыпалось ночью зерно,

А утром – нет ничего. (Звёзды)

Загадки для команды «Ракета»

1.-Выше леса стоячего, выше облака ходячего,

На поляне синей пасется жеребец сивый.

Днем он спит, а ночью глядит. (Месяц)

2.- В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет и всех разбудит. (Солнце)

3. Ночью посмотри в оконце, в небе высоко зажигаемся, как солнце, очень далеко. (звёзды)

4. - Космонавты , крепко сели? Скоро в космос выхожу !

Вокруг Земли на карусели по орбите закружу. (Ракета)

Слово жюри.

Музыкальная пауза.

Шестой конкурс «Космический мусор » (приглашаются дети, дается метла и совок, дети собирают «космический мусор » и складывают в корзины)

Слово жюри.

Седьмой конкурс «Космическая еда » (приглашаются дети, даются

2 тюбика зубной пасты, кто быстрее выдавит пасту на тарелку).

Восьмой конкурс для капитанов :

Воспитатель : Молодцы ребята! Наше путешествие подходит к концу , и в заключении я хочу задать несколько вопросов капитанам команд.

Вопросы капитану команды «Звезда»

1. Какая собака первой полетела в космос ? (Лайка) (3 ноября 1957 года в кабине второго искусственного спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка).

2. Что это за окно? (иллюминатор) .

3. Кто первым вышел в открытый космос ? (Леонов)

Вопросы капитану команды «Ракета»

1. Как называется человек совершающий полёт в космос ? (космонавт )

2. Кто изображён на фото? (За Лайкой последовали и другие собаки : Белка и Стрелка) . (фото)

3. Кто до космонавтов летал в космос ? (морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики) (фото)

Капитанам необходимо выполнить предполётное задание (работа с рисунком)

Ракеты готовы к возвращению на землю, нужно собрать эмблемы команд.

Девятый конкурс «Собери эмблему» (кто быстрее соберёт разрезную эмблему команды)

Слово жюри

Воспитатель : Ребята вы прошли все испытания, доказали, что много знаете и умеете. И теперь наши космические приключения заканчиваются, но впереди вас ждет много непознанного. Мы хотим, чтоб у вас всегда появлялось желание к новым открытиям, новым знаниям. Теперь мы можем вернуться на Землю. А пока жюри считает, чья команда получила больше космических фишек у нас…

Музыкальная пауза.

Сейчас мы узнаем, чья команда получила больше космических фишек . (Жюри объявляет результат) .

За ваши старания, всем участникам вручаются удостоверения «Космонавтом стать готов » . (Звучит космическая музыка )

Заключительное мероприятие : Игра – викторина « Этот удивительный космос».

Цель : активизация знаний по теме, умение использовать полученные знания в разных видах деятельности, активизация словаря, развитие связной речи, закреплять умение читать стихотворение по мнемотаблице.
Словарь : обогащение активного словаря по теме занятия.

Материал : иллюстрации «Космос», изображения планет, мнемотаблица, стихи, загадки о космосе, счетные палочки, космическая музыка, ноутбук.

Ход игры:

В: Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Мы собрались, чтобы отправиться в необыкновенное путешествие с помощью игры-викторины. А куда мы отправимся, узнаем, когда прочитаем слово по первым звукам -космос.

В: Правильно, космос.

В: А как еще можно назвать (Рассуждения детей)

Галактика! Вселенная!

В: Итак, тема нашей игры космос. Я предлагаю вам помечтать и в космонавтов всем поиграть.

А как вы думаете, легко ли быть космонавтом?

Какими чертами характера он должен обладать (иметь крепкое здоровье, быть дисциплинированным, честным, правдивым, уметь управлять космическим кораблем, прыгать с парашюта). А главное уметь дружить, потому что в космосе очень важно иметь верного и надежного друга.

Вам предстоит выполнить множество заданий, которые помогут вспомнить все, что мы знаем о космосе, планетах Солнечной системы, о том, что необходимо для успешного полета. Важно помнить, что только дружба, смекалка, взаимовыручка помогут вам победить. А еще, ребята, мне бы хотелось вам напомнить, что в любой игре есть свои правила. Сегодня вам разрешается думать, обсуждать, отвечать и рассуждать. Но, ни в коем случае не ссориться, не шуметь, не перебивать друзей и не выкрикивать. Ваша задача – как можно больше дать правильных ответов.За правильный ответ вы получите маленькую ракету.

Первый конкурс: «Разминка»

Вопросы :

1- На чем летают люди в космос ? (на ракете)

2- Как называют людей летающих в космос ? ( космонавт )

3- Что люди делают в космосе ? (проводят исследования)

4- Какие главные герои летали до людей и благополучно вернулись?

(Белка и Стрелка)

5. Какая страна первой отправила космонавта в космос ? (Россия)

6. Кто был первым космонавтом , полетевшим в космос ? (Ю. Гагарин)

7.Как назывался космический корабль , на котором Ю. Гагарин совершил свой первый полет в космос ? («Восток-1» )

8. Какого цвета был скафандр у Ю. Гагарина? (белый)

10. А как люди находятся в космосе ? (в невесомости)

11. Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)

12. Как называется снаряжение космонавтов ? (Скафандр)

13.какая планета больше всего получает солнечного тепла?

14.А на какой планете никогда не бывает солнца и там очень холодно? Почему?

15.Почему на планете Земля есть жизнь?

16. Что такое телескоп? Зачем люди придумали его?

17. Что такое Луна? Как она выглядит?

18 Назовите первых космонавтов.

19.Что происходит на Земле, благодаря тому, что она вращается вокруг Солнца?

20.Назовите имя самой первой собаки, побывавшей в космосе. (Лайка)

21.Когда мы отмечаем День Космонавтики?

22. Под чьим руководством созданы ракеты, космические корабли?

23.Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики?

В: Молодцы! С первым заданием справились хорошо. Следующее задание: что нужно для того, чтобы полететь в космос?

Строят ракету всегда по специальному рисунку, который называется чертеж.

Я предлагаю всем пройти за столы и построить ракету по единому чертежу из палочек.

В: Все справились с заданием хорошо. Молодцы. Но, чтобы отправиться на какую-нибудь планету, надо узнать об условиях жизни на ней. Сейчас мы разобьемся попарно и выберем себе планету. Я буду загадывать загадки о планетах, а вы, посовещавшись, поднимаете планету, о какой идет речь. Готовы? Начинаем!

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья. (Марс)

Царь морской названье той планете дал,

Он именем своим ее назвал. (Нептун)

А эта планета гордится собой.

Поскольку считается самой большой. (Юпитер)

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)

Планета кольцами окружена,

И этим всем отличилась она. (Сатурн)

А что за планета зеленого цвета. (Уран)

К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и марс)

А эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета ….Земля. (дети отвечают все вместе)

Молодцы, ребята!

Ну, что же, мы можем отправляться в полет.

В: Внимание! Объявляю готовность №1!

1 команда - на старт! (Все кладут руки на колени.)

2 команда - стартовая готовность!-(Все хлопают себя по коленям.)

3 команда - Пуск! (Все хлопают в ладоши над головой и произносят -Р-Р-Р)

Полетели! (Звучит космическая музыка.)

В: Внимание!

На корабле перегруз! Уберите лишнее! (на доске появляются ряды картинок, из них одна лишняя, которая не имеет отношения к космосу).

В:Ну что, посмотрим, что же лишнее? Скафандр, барабан, ракета или звезда? (барабан) Верно. (аналогично еще 2 ряда картинок) Молодцы!

Игра «Планеты стройся!»

В:Ну а сейчас давайте поиграем. Каждый выбирает себе планету (карточку с изображением планеты). Под музыку вы будете двигаться по залу. По моему сигналу «Планеты стройся!» вы должны выстроиться так, как расположены планеты в солнечной системе. Всем понятны правила игры? (Дети строятся в порядке расположения планет солнечной системы)

В:А теперь давайте проверим нашу солнышкину семью нашей любимой считалкой.

(дети считают считалку)

На луне жил звездочет

Он планетам вел подсчет.

Меркурий-раз, Венера-два,

Три-Земля,4- Марс,

5-Юпитер, 6-Сатурн,

Кто не верит, выйди вон!

В: А теперь- Ключ в отгадке, отгадка в загадке.

Цепочка загадок о космосе для детей.

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!

В: Игра «Невесомость» (звучит музыка) - Ребята, мы в невесомости. (Встаем на одну ножку, плывем, двигаемся как в невесомости)
Посмотрите, мы приближаемся к Земле. Пора нам приземляться,на Землю возвращаться.(звучит музыка «Земляне»)

В: Давайте вспомним стихотворение о нашей планете А мнемотаблица поможет его рассказать.

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой похожей нету. (Я. Аким)

Итог занятия : Ребята,как хорошо вернуться домой, где вас ждут и любят. Ведь не зря говорят: « Нет ничего краше, чем Родина наша». Любите нашу землю, берегите ее!

В: Ребята, вы достойно показали себя в игре-путешествии и на память о ней и о сегодняшнем празднике получите на память вот такие ракеты!

Года пролетят, малыши подрастут,

В космический рейс корабли поведут.

И, может быть, вспомнят у дальних миров

О нас, воспитателях детских садов.

Викторина

Тема: «О космосе»

Цель : Расширить знания детей о космосе, о первом космонавте. Развивать память, воспитывать желание побольше узнать, о том как зарождалась космонавтика.

Начало формы

Ход мероприятия

1 .ОРГ. МОМЕНТ

2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ (о космонавтике)

В 1957 году с уст людей всего мира не сходили три слова: «Москва», «спутник», «русские». 4 октября 1957 года весь мир услышал слова диктора Централь ного радио, передававшиеся все ми радиостанциями Советского Союза: «В результате большой напряженной работы научно-ис следовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 го да произведен его успешный за пуск».

15 мая 1960 года состоялся первый запуск корабля-спутника, но он оказался неудачным, так как ушел на более высокую орбиту, и его не смогли вернуть.19 августа 1960 года на втором беспилотном корабле-спутнике ушли на орбиту собаки Белка и Стрелка, 28 мышей, 2 крысы, насе комые, растения, зерна злаков, не которые микробы, контейнер с лос кутками человеческой кожи и бла гополучно вернулись на Землю. Первый спутник был запущен 4 октября 1957, через месяц - второй, с собакой Лайкой на борту.15 мая 1958 - третий, с большим количеством научной аппаратуры. С 1959 Королев руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.

3. Сообщение детей

Сомнений не оставалось - вероятность полетов людей резко возросла. Но Королев требовал новых подтверждений. Еще три корабля с животными и научной аппаратурой отправились в путешествие.

А в пилотском кресле четвер того корабля-спутника, который взлетел 9 марта 1961 года, сидел манекен - «Иван Иванович», с реднего веса и роста, а рядом с ним сидела собака Чернушка. Облетев вокруг Земли, корабль благополучно призем лился. И только, когда приземлился, пятый корабль-спутник с собакой Звездочкой, ученые поняли: дорога к звездам – открыта людям! (показ слайдов)

Для нашей страны звездным стал день 12 апреля 1961 года. Первый полет человека в космос и возвращение его на Землю. Первым космонавтом Земли стал советский летчик-испытатель Юрий Алексеевич Гагарин. Как же это было давайте увидим тот далекий год и тот исторический день. Сергей Павлович Королев 12 апреля 1961 года прибыл на космодром Байконур. Перед взором людей стояла огромная 38- метровая ракета-носитель «Восток». Серебристая, огромная, она сливалась с голубым небом. Мощность шести двигателей ракеты составляла 20 миллионов лошадиных сил. С.П. Королев был рад своему детищу, он любовался им и в то же время волновался как пройдет полет.

Гагарин в 6 часов 50 ми нут появился на стартовой площадке. Все очень волновались (показ слайдов)

Будущий космонавт доложил «Летчик, старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле "Восток" готов!»

Сказав несколько слов прово жающим его людям, он поднимает ся в кабину корабля. Начинается обратный отсчет времени. Звучит команда: «Зажигание!» Ракета вздрогнула, доносится гро хот вырывающегося из дюз пламе ни. Он перемешивается с гулом во допада, отсекающего кинжальные языки пламени от стартовых соору жений. Команда: «Предварительная!» Клубы огня и пара заволакивают все кругом. Ракета натужно задро жала. По степи прокатились громо вые раскаты. Команда: «Главная!» Земля содрогнулась. И в то же мгнове ние, перекрывая океан грохота, доносится голос Королева: «Подъем!» А затем знаменитое гагаринское: «По-е-ха-ли!»

Из воспоминаний Юрия Гагарина: «Когда я впервые взглянул из иллюминатора космического корабля на нашу планету, я восхитился красотой цветущей Земли».

Полет прошел успешно. Невиданный поток славы обрушился на космонавта. Встреча его на земле была грандиозной. Юрий Гагарин стал национальным героем, а его знаменитая «гагаринская улыбка» стала символом того времени.

Стихи учащегося:

Курились дымки призрачно и зыбко,

Светилась в небе зоревая шаль.

И он сказал: - «Поехали» -с улыбкой,

Светящейся стрелой умчался вдаль.

Взгляд материнский устремляя к сини,

Не сомневаясь в стойкости его,

Следила благодарная Россия

За яркой трассой сына своего.

Мир замер в восхищенье и тревоге,

Таких чудес не знал XX век.

Апрельское ут ро навечно объединило имена глав ного конструктора Сергея Павло вича Королева и первого космонав та Вселенной Юрия Алексеевича Гагарина.

Страна ликова ла. Все только и говорили о полете Гагарина.

Полет Гагарина продолжался 1 час 48 минут. За это время на космическом корабле «Восток» Гагарин облетел вокруг земного шара, установив сразу три мировых космических рекорда: продолжительности полета - 108 минут, высоты полета - 327,7 ки лометра и рекорд максимально по лезного груза, поднятого на эту вы соту, - 4725 килограммов. Полет Гагарина сам по себе уни кален. Несмотря на небольшую продолжительность, он был пер вым. Было доказано, что человек может жить и работать в космосе. На Земле появилась новая профес сия - космонавт.

Проникнув в космос, человек вторгся в совер шенно новую область знаний, сде лал первый шаг в неизведанный бесконечный мир Вселенной, от крыл широчайшие перспективы изучения космоса.За осуществление первого в ми ре космического полета Гагарину было присвоено звание майора и впервые учрежденное звание «лет чик-космонавт».

«В клубке ор бит, намотанных на земной шар, никогда не потеряется первый ви ток - гагаринский», - писал кос монавт Герман Титов, второй после Гагарина.В честь первого полета в мире 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. По решению Международной авиационной фе дерации этот день стал Всемирным днем авиации и космонавтики.

Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрется или утратит свою цен ность, но имя Юрия Алексеевича Гагарина в истории земной циви лизации останется навсегда. А ушедший уже XX век назовут в чис ле прочего веком космонавтики.

После Гагарина в космосе побывало более 400 чело век. В числе советских космонавтов есть космонавты-женщины: Вален тина Терешкова, Светлана Са вицкая, Елена Кондакова.

Невольно хочется воскликнуть: как много сделано и пройдено! И в то же время нельзя не сказать: так мало еще достигнуто, так много еще предстоит осущест вить.

Освоение кос моса приносит огромную пользу людям. Системы космических ап паратов обеспечивают мировую связь, включая телевидение и Интернет.Наблюдения Земли из космоса позволяют вести разведку полезных ископаемых, более надежно предс казывать погоду и метеорологичес кие катастрофы.Из космоса можно следить за экологической обстановкой Земли, организовать всемирную службу спасения терпящих бедствие. Это не только экономит огромные средства, но и сохраняет человеческие жизни.

Космонавти ка - одна из новейших областей человеческой деятельности. Но ее достижения в познании явлений и законов природы с каждым годом все шире и активнее становятся на службу человеку.

Как будет развиваться космо навтика в дальнейшем, зависит от всех нас

Звучит песня: « Трава у дома»

ГАГАРИН – ДЕТЯМ

«Помните, друзья: путь в космос для каждого из нас начинается здесь, на Земле. Он пролегает через хорошее сочинение по литературе, через отличную контрольную работу по математике…

Самая большая победа придет только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы.»

4. ИГРА «СОСТАВЬ СЛОВО»

(СОСТАВЬТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ ИЗ СЛОВА КОСМОНАВТИКА»

(По очереди отвечают на воп росы, выполняют задания.)

5. «КОСМИЧЕСКИЙ ТУР»

1. Назовите первый космичес кий аппарат, выведенный на ор биту Земли в 1957 г. («Спутник».)

2. Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос? (А. А. Ле онов.)

3. Назовите первого космонав та планеты. (Ю. А. Гагарин.)

4. Как называется индивиду альное герметичное снаряжение космонавта? (Скафандр.)

5. « Кто быстрее назовет

(Каждой команде раздаются кар точки с вопросами.)

1. Назовите имя и отчество первого космонавта.

Алексей Юрьевич;

Николай Юрьевич;

Юрий Алексеевич.

Юрий Николаевич;

2. Кто побывал в космосе пер вым?

Человек;

обезьяна;

крыса;

собака

3. Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли.

Япония.

США;

СССР;

Великобритания;

4. Сколько планет насчитывает Солнечная система?

5. Назовите то место Солнеч ной системы, куда ступала нога человека.

Венера;

Луна;

Марс;

Юпитер.

6. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

Н. Коперник;

Г. Галилей;

И. Ньютон;

К. Э. Циолковский.

7. Какая планета самая яркая из видимых с Земли?

Юпитер;

Плутон;

Марс;

Венера.

8. Как звали первую собаку, побывавшую в космосе?

Звездочка;

Стрелка;

Лайка;

Белка.

9. Назовите фамилию первой в мире женщины-космонавта.

К. Л. Найберг;

В. В. Терешкова.

Е. В. Кондакова;

С. Е. Савицкая;

К. Л. Найберг;

10. Чему равна первая косми ческая скорость?

17,8 км/с;

29,1 км/с.

7,9км/с;

12,4 км/с;

11. Что не является созвездием Вселенной?

Большая Медведица;

Малая Медведица;

Большой Пес;

Кентавр.

12. С космодрома Байконур в разное время стартовали косми ческие корабли, каждый из них имел свое название и свой поряд ковый номер. Укажите правиль ную очередность кораблей.

«Спутник» - «Восток» - «Протон» - «Союз»;

«Союз» - «Протон» - «Спутник» - «Восток»;

«Протон» - «Союз» - «Спутник» - «Восток»;

«Восток» - «Спутник» - «Протон» - «Союз».

13. Какой станции для иссле дования космического простран ства не существовало?

«Союз»;

«Эра»;

«Салют»;

«Мир».

14. Как называется современ ная космическая станция?

КСИ (космическая станция исследований);

СИК (станция изучения кос моса).

МКС (международная косми ческая станция);

ОКС (объединенная косми ческая станция);

15. Как назывался первый в на шей стране космодром?

Мыс Канаверал;

Плесецк.

Байконур;

Капустин Яр;

16. Как называется городок, в котором живут космонавты до и
после полетов?

Солнечный;

Космический;

Звездный;

Лунный

6. « Кто правильнее ?»

Вопросы

1. Когда Советский Союз осу ществил запуск первого искус ственного спутника Земли? (4 ок тября 1957 г.)

2. Какова масса первого спут ника Земли? (83,6 кг.)

3. Сколько суток провел на ор бите первый спутник? (92 суток.)

4. Как назывался космический корабль, на котором был осущес твлен первый запуск человека в космос? («Восток-1».)

5. Как долго продолжался пер вый полет человека в космосе? (108 минут.)

6. С какого космодрома был произведен запуск первого кос мического корабля с человеком на борту? (С Байконура.)

7. Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос и ког да? (А. А. Леонов; 18 марта 1965 г.)

8. Как называется американс кий корабль многоразового ис пользования? {«Шаттл».)

9. Назовите фамилию челове ка, впервые ступившего на пове рхность Луны 21 июня 1961 г. (Нил Армстронг.)

10. Назовите главного конструк тора первых советских космичес ких кораблей. (С. П. Королев.)

7. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

(За минуту назвать как можно больше фамилий космонавтов.)

8. ИТОГ ВИКТОРИНЫ

9. Рефлексия

Какими исключительными качествами необходимо обладать, чтобы пройти все стадии отбора в космонавты? Космонавты на орбите ежесекундно рискуют жизнью: всегда есть вероятность аварии. На него воздействуют невесомость и ограниченное пространство станции, при этом он должен быть инженером, исследователем, оператором, управлять сложнейшим техническим комплексом. Но прежде всего надо оставаться настоящим человеком!

8. ИТОГ ВИКТОРИНЫ