Главная · Освещение · Технические характеристики светодиодных ламп для автомобиля, их плюсы и минусы. Блог › Об автомобильных светодиодах, какие лучше и ярче

Технические характеристики светодиодных ламп для автомобиля, их плюсы и минусы. Блог › Об автомобильных светодиодах, какие лучше и ярче

Автомобильные светодиодные лампы — это эффективная и экономичная альтернатива традиционной лампе накаливания. Установить диодные лампы, или как их ещё называют, LED лампочки — значит убить сразу нескольких зайцев. Светодиодные фонари позволят вам существенно сэкономить на энергопотреблении и расходе топлива, а дополнительно к этому придадут вашему автомобилю ещё более привлекательный внешний вид. Светодиоды практически по всем параметрам превосходят обычные лампочки, и даже имеют некоторые преимущества по сравнению с ксеноном.

Светодиоды — оптимальный вариант автомобильного освещения. Во многие машины последних годов выпуска светодиодные фонари ставятся уже серийно. Если же в вашем автомобиле LED лампы ещё не установлены, то мы предлагаем вам купить качественные и недорогие светодиодные автолампы и убедиться, насколько они лучше обычных ламп.

Светодиодные лампы для автомобиля не только улучшают внешний вид авто, но и позволяют вам существенно экономить. Во-первых, светодиоды потребляют в 10 раз (!) меньше электроэнергии , чем обычные лампы накаливания, что, конечно же, снижает нагрузку на аккумулятор и генератор вашего авто.

А во-вторых, светодиодные лампы для авто служат гораздо дольше обычных лампочек . Таким образом, стоимость диодов довольно быстро окупается, а их использование получается намного более выгодным.

Кроме перечисленного, энергосберегающие лампы имеют и другие важные преимущества :

  • Яркость . Светодиодное освещение несравненно более яркое. Поток светоизлучения увеличивается до 300% в зависимости от типа светодиода!
  • Надежность . Даже если какой-то светодиод перегорит, автолампа все равно не погаснет. Кроме того, в диодных лампах для автомобиля нет эффекта мерцания и они не чувствительны к изменениям в электросетях
  • Отсутствие нагревания . В отличие от традиционных ламп накаливания, которые сильно греются, светодиодные лампочки выделяют мало тепла. Благодаря этому пластиковые детали фары не плавятся, а гальваническое покрытие отражателей не выгорает, как это бывает с обычной лампочкой.
  • В сравнении с ксеноном . Светодиодные LED лампы менее прихотливы, чем ксеноновые или галогеновые лампы. Диодные лампы для автомобиля можно смело брать руками, не боясь оставить следов на колбе.
  • Адаптация к внешним условиям . Светодиодные фары виброустойчивы и лучше переносят повышенную влажность в сравнении с галогеновыми лампами.


Установить светодиодные лампы можно на любую марку и модель автомобиля. Замена лампочки не требует профессионального вмешательства: цоколи светодиодных автоламп идентичны цоколям ламп накаливания. Иногда только может потребоваться подключение дополнительного резистора или замены штатного реле.

В нашем интернет-магазине вы можете купить светодиодные лампы в габариты, задний ход, поворотники или стоп-сигналы, а также светодиодное освещение салона авто.

Светодиодные лампы – самые дорогие осветительные приборы. Но их качество и долговечность не всегда соответствуют параметрам, указанным на упаковке. Досадно выбрасывать лампу, не отслужившую положенного срока, вложив в нее ощутимые для бюджета средства.

Если у вас есть мультиметр и навыки работы паяльником, то неисправную светодиодную лампу можно отремонтировать, сэкономив на этом средства.

Конструкция светодиодных ламп

Устройство светодиодной лампы немногим отличается от конструкции КЛЛ. На рисунке показаны узлы, входящие в состав лампы.


  1. Рассеиватель. Предназначен для равномерного распределения светового потока в пространстве и исключения ослепления при взгляде на светодиоды.
  2. Светодиоды.
  3. Основание светодиодов с печатными проводниками для их последовательного соединения.
  4. Радиатор охлаждения. Необходим для отвода тепла, выделяющегося при работе светодиодов.
  5. Драйвер. Формирует напряжение, требующееся для работы светодиодов.
  6. Корпус драйвера (лампы).
  7. Цоколь.

В пояснении нуждается только функциональное назначение драйвера . Светодиод – полупроводниковый прибор, излучающий свет при прохождении через него тока. Как и обычный диод, он проводит его только в одном направлении. При изменении полярности ток через него равен нулю. Как и у обычного диода, напряжение на выводах светодиода имеет величину, не превышающую нескольких вольт, и не изменяющуюся при повышении напряжения.

Поэтому при последовательном соединении светодиодов необходимая для работы величина напряжения подсчитывается умножением количества изделий на падение напряжения в прямом направлении тока через них. Его можно узнать из справочника или измерить. При подключении требуемого количества светодиодов к сети 220 В переменного тока нужно:

  • понизить напряжение до требуемой величины;
  • преобразовать из переменного в постоянное;
  • сгладить пульсации;
  • защитить драйвер и его нагрузку от замыканий;
  • защитить сеть от помех, образующихся при работе устройства.

Для понижения напряжения используются:

  • схемы с конденсатором;
  • схемы с понижающим трансформатором;
  • инверторные схемы.

Схемы с конденсатором используются в большинстве драйверов светодиодных ламп бытового применения. Они простые и дешевые, но это – их единственное достоинство. Функционально они похожи на схему с включением гасящего резистора последовательно с нагрузкой, на котором «падает» лишнее напряжение. Применение резистора нецелесообразно, так как на нем выделяется мощность, соизмеримая или большая, чем на самих светодиодах.

Конденсатор же на переменном токе выполняет ту же самую функцию – он тоже гасит напряжение. На схеме элементы C2 , C3 и R1 предназначены для понижения напряжения до требуемой величины.


Недостаток такой схемы – зависимость напряжения на нагрузке от напряжения питающей сети. Ток через светодиоды нестабилен и иногда превышает допустимые значения. В этот момент возможен выход из строя диодов.

Второй недостаток — нет гальванической развязки с сетью . При ремонте ламп не прикасайтесь к токоведущим частям . Хоть напряжение на них и не опасное, но «фаза» питающей сети может приходить напрямую.

Трансформаторные схемы применяются в мощных светодиодных лампах, инверторные – при большом количестве светодиодов или при необходимости регулировки яркости (диммируемые лампы).

Для выпрямления переменного напряжения используется диодный мост VD1 , а для сглаживания пульсаций – электролитический конденсатор С4 .

Резисторы R2 и R3 необходимы для ограничения тока в момент подачи напряжения на схему. Разряженный электролитический конденсатор имеет малое сопротивление и в первый момент времени ток через него большой. Он может вывести из строя полупроводниковые диоды выпрямителя. Дополнительно эти резисторы при коротких замыканиях играют роль предохранителей. Резистор R4 разряжает конденсатор после отключения от сети для скорейшего погасания лампы.

Детали R2 , R3 и R4 некоторые производители не устанавливают. Конденсатор С1 нужен для предотвращения проникновения помех от работы лампы в питающую сеть.

Диагностика и замена светодиодов

Прежде, чем приступить к ремонту, снимают рассеиватель. Способы демонтажа различаются в зависимости от конструкции лампы. Большая часть рассеивателей снимается отверткой, для чего ею нужно его поддеть в нескольких местах, найдя слабое место.

Светодиоды нужно осматривают: черные точки на некоторых элементах говорят об их выходе из строя. Осматривается и качество пайки – оборвавшийся контакт в последовательной цепочке светодиодов прерывает цепь их питания. То же происходит и при выходе из строя любого из диодов.


Исправность светодиодов проверяется мультиметром. Измеряется их сопротивление в прямом направлении. Оно должно быть небольшим, величина для сравнения определяется на исправных элементах. При проверке работоспособные диоды тускло светятся. Можно поверить светодиоды, подав на них напряжение от батарейки с напряжением 9 В через резистор сопротивлением 1 кОм.

Обнаруженные неисправные элементы выпаиваются из платы, и на месте их установки впаивается перемычка. При наличии лампы-донора светодиоды заменяют, или используют детали от светодиодной ленты с похожей конструкцией и характеристиками.

Выпаивают светодиоды аккуратно. Для этого сначала разогревают припой с одной стороны и удаляют его с помощью отсасывающих устройств. При их отсутствии после полного расплавления припоя на одном из выводов он удаляется путем энергичного встряхивания платы. Остатки удаляются чистым жалом (можно тоже предварительно его встряхнуть) с обильным количеством канифоли. Второй вывод отпаять уже проще.

После установки перемычки вместо диода вся лампа будет светиться тусклее. Это связано с тем, что общее сопротивление цепи хоть и незначительно, но уменьшится. Ток через лампу увеличится, в итоге на конденсаторе будет оставаться большее напряжение. При удалении одного-трех диодов это не скажется на работе лампы. Но когда их останется мало, то увеличение тока станет настолько ощутимым, что оставшиеся детали будут перегреваться, процесс выхода из строя приобретет лавинообразный характер. Поэтому при массовом характере поломки светодиодов оставьте лампу в качестве донора деталей, заменив ее новой.

Ремонт драйвера

Слабым местом драйверов являются токоограничивающие резисторы . Их проверяют в первую очередь. Заменить сгоревшие элементы можно такими же или ближайшими по величине сопротивления.

Проверка полупроводниковых диодов выпрямителя и конденсатора производится мультиметром в режиме проверки сопротивления. Однако есть более быстрый способ проверить исправность этого участка схемы. Для этого измеряется напряжение на конденсаторе фильтра. Ожидаемая величина подсчитывается путем умножения паспортного напряжения на одном диоде на их количество. Если измеренное напряжение не соответствует требуемому или равно нулю, поиск продолжается: проверяется конденсатор и диоды. Если напряжение в норме – ищите обрыв между светодиодами и драйвером.

Проверку диодов мультиметром можно провести, не выпаивая их из платы. Короткое замыкание в диоде или его обрыв будут видны. При замыкании прибор в обоих направлениях покажет ноль, при обрыве сопротивление в прямом направлении будет не соответствовать сопротивлению открытого p-n-перехода. Его вы узнаете на исправных элементах. Короткое замыкание в диодах дополнительно приводит к выходу из строя ограничительного резистора.


Ремонт трансформаторного драйвера немногим сложнее обычного. А вот с инверторным придется повозиться. Деталей в нем больше, а главное – в его состав всегда входит микросхема. Для того, чтобы сделать заключение о ее неисправности, понадобится либо изучит в деталях принцип работы драйвера, либо убедиться в исправности всех окружающих ее деталей.

Почему перегорают светодиодные лампочки?

Многие водители, меняющие автомобильные лампочки накаливания на светодиодные, отмечают недолгий срок жизни последних… Лампы либо прекращают светить, либо, что еще более неприятно, начинают хаотично подмаргивать. Почему это происходит – ведь светодиод, по сути, почти вечный прибор? Попробуем разобраться!

✔ Локализация проблемы и чуть-чуть теории

Вот типичный пост с одного из «светодиодных» форумов:

Поменял в машине лампы на светодиоды (никакого драйвера, тупо понижающие сопротивления) в плафоне салона, габаритах и подсветке багажника, через 3-4 месяца начал мерцать плафон в салоне (именно моргать как стробоскоп, одна линейка SMD-диодов, потом две), затем такая же мутотень с одним габаритом произошла… Поменял в плафоне лампу на новую - через 2 месяца эффект повторился… Вопрос - почему это происходит? Дело в качестве компонентов или тут другая проблема?
Ernesto

Попробуем разобраться! И начнем с теории. Светодиод питается строго определенным током, который нормирован производителем. Меньше – можно, больше – нельзя! Поэтому последовательно с «гирляндой» диодов включается элемент, ограничивающий или стабилизирующий ток через них до значения, рекомендованного производителем диодов.

Собственно, к долговечности диодов в лампах со встроенным стабилизатором тока (который часто называют «драйвером») нет претензий. Однако большинство продающихся сегодня LED-ламп небольшой мощности (габаритные огни, подсветка салона, приборной панели, поворотников и т.п.) – это лампы, сделанные без «драйвера», по упрощенной схеме: не со стабилизатором тока, а с ограничителем, роль которого выполняет простой резистор. С ним схема простейшей диодной лампочки небольшой мощности выглядит так (фото 8).

Наиболее характерные неисправности таких светодиодных ламп:

* Полное перегорание – выход из строя одного диода в цепочке. Если цепочка в лампе одна, то из-за сгорания любого из диодов последовательная цепь разрывается, и лампа гаснет целиком.
* Частичное перегорание – выход из строя одной из цепочек, если их в лампе несколько. Не вызывает погасание, но яркость падает.
* Мерцание-«стробоскоп» – своеобразный дефект «умирающего» диода в цепочке, когда от перегрева меняется p-n-структура кристалла – на полупроводнике образуется нестабильная область, то пропускающая ток, то нет…

Так почему LED-лампочки перегорают? В чем кроется проблема их недолговечности? В том, что производители не используют стабилизаторы тока, а применяют элементарные резисторные ограничители? Отчасти да… но не только!

Даже простейший резистор неплохо выполняет свою функцию в качестве «бронежилета» для светодиодов, защищая их от избыточного тока и преждевременной гибели. Но только в том случае, если:

* Номинал этого резистора корректно рассчитан и обеспечивает безопасный ток через диоды;
* Напряжение питания стабильно.

А вот ни того, ни другого зачастую нет… Китайские горе-инженеры знают, что автовладельцы, как правило, покупают LED-лампочки по принципу: «А включите мне её, я посмотрю, как светит!». И продавцы готовы идти навстречу покупателям – у них всегда под рукой специальный стенд с разнообразными патронами и аккумулятором, на котором они готовы зажечь любую лампу на пробу. А раз клиент «любит глазами», то производители ламп рассуждают следующим образом – нужно поставить такой токоограничительный резистор, чтобы лампочка загорелась отчаянным светом и выглядела привлекательно даже на 10-11 вольтах питающего стенд старого аккумулятора, который давно не заряжался!

В итоге диоды лампы даже при 12 вольтах УЖЕ работают с перегрузкой, а после того, как двигатель завели, напряжение в бортсети, питающее диоды, поднимается с 12 до 14,2 вольт – а это, на минуточку, почти 20% разницы! Ток еще вырос – уже до опасных величин. Вырос ток – выросла температура кристаллов диодов, что дало лавинообразно еще больший рост тока – и диоды перешли в режим работы на износ!

✔ Переходим к практике!

Чтобы продемонстрировать, как это выглядит, переходим к экспериментам – элементарным, но наглядным! Просто подадим на несколько наобум купленных диодных ламп стандартное для автомобильной бортсети напряжение 14,2 вольта и посмотрим на потребляемый лампой ток, разогрев лампы и дальнейший рост тока.

Протестируем пару разных моделей ламп типа W5W, лампу C5W, лампу-панель с цоколем C5W, а также влагозащищенные лампы в корпусе с креплением под болт, рассчитанные на монтаж в бампер в качестве ДХЛ (фото 1).

Берем для начала лампу в виде светодиодного модуля-панели с выносным цоколем, как у стержневых ламп типа C5W и C10W. Предполагается, что этот модуль можно запихнуть в потолочный светильник автомобиля и подключить к контактам, предназначенным для штатной C5W. Модуль готовый, лепится на двусторонний скотч, рассчитан на простую установку своими руками (фото 2).

При подаче на лампу 14,2 вольт она буквально бьет по глазам нездоровым светом и стремительно раскаляется в руках – потребляемый ток при включении составляет 0,58 ампера (более 8 ватт) и непрерывно растет от саморазогрева кристаллов – через пару минут он доходит до 0,71 ампера (это уже 10 ватт!) и продолжает повышаться. Держать лампу в руке даже в течение секунды становится невозможно, что говорит о том, что температура перевалила за 70-80 градусов, и это не предел… То, что диоды смонтированы на алюминиевой плате, служащей якобы неплохим теплоотводом, им совершенно не помогает (фото 3).

Вывод: в погоне за яркостью китайцы запитали диоды в лампе экстремальным током, превышающим все здравомыслимые пределы, из-за чего такая лампа заранее обречена. Девайс оправдывает свое название – «бренд», породивший эту лампу, называется… Long Hui… Длинный, стало быть, вам «привет». Из Китая…

Следующим берем LED-аналог популярной бесцокольной пятиваттной автомобильной лампочки типоразмера W5W. Светодиодная W5W-лампа имеет упаковку, фасуется по 2 штуки в блистер, на котором имеется марка некоего российского дистрибьютора, но, по сути, она столь же косоглаза и беспородна, как и панелька Long Hui…

У приличных брендов, типа Osram или Philips, светодиодный аналог 5-ваттной лампы накаливания W5W потребляет 1 ватт, что соответствует току около 0,07 ампера. Китайский LED-аналог W5W, как видим, «кушает» значительно больше – 0,26 ампера (около 3,5 ватт) и также быстро разогревается до болезненных ощущений в ладони, тогда как рабочая температура таких диодов не должна превышать 45-50 градусов…

Вывод: лампа условно пригодна для кратковременной работы (скажем, в плафоне освещения багажника), но при долговременном режиме (скажем, в габаритных огнях) она тоже не жилец (фото 4)…

Еще одна лампа-аналог W5W. Лампа совсем уж беспородная – даже в сравнении с предыдущими, ибо продается без упаковки – «на развес». Яркость её ниже, чем у предыдущей, но и режим работы поэтому более правильный. После подачи на лампу напряжения 14,2 вольта она потребляет ток 0,14 ампера – лампа теплая, но не обжигающая, что свидетельствует о почти корректном режиме работы диодов (фото 5).

Следующий «клиент» – плоская лампа стандарта C5W. Включаем, смотрим – лампа не слишком яркая, но потребляет меньше ватта и весьма умеренно греется. Должна жить долго (фото 6).

Ну и под конец – лампочки, выполненные в формате болтов для установки в бампер. Жесть как она есть… Единственные, «благодаря» которым автору удалось получить реальный ожог ладони – пусть и несильный… Потребляют всего 0,2 ампера, но за счет алюминиевого корпуса нагреваются снаружи до полного изумления. Не глядя взяв лампочку в руку после горения в течение нескольких минут, был вынужден с матерщиной и визгом её выронить (фото 7)!

Предварительный, промежуточный вывод выглядит так – вставляя LED-лампочки в своих машинах вместо классических, довольные их яркостью и белым светом автовладельцы закрывают плафоны, фары и прочие светильники так и не узнав о том, что при напряжении 14,2 вольта лампы разогреваются до аварийной температуры…

✔ Выводы

В конце хотелось бы озвучить четкие и исчерпывающие рекомендации по подбору качественных ламп… Но сделать это я не берусь вот по какой причине. Возьмем, к примеру, пресловутую лампочку W5W – пятиваттную, бесцокольную, повсеместно используемую в большинстве автомобилей. Классическая лампа накаливания W5W от хорошего бренда стоит 20-30 рублей. Её безымянный китайский светодиодный аналог стоит уже около 100 рублей – и он, хотя светит ярче, а энергии потребляет меньше, является лотереей в плане надежности. Может проработать долго, если китайцы не переборщили с яркостью и потреблением тока, а может «откинуться» через месяц-другой. Соответственно, светодиодная W5W хорошего бренда, типа упоминавшихся уже Osram или Philips, уж точно будет работать долго и счастливо, но при этом и стоит 500-800 рублей за пару, что лично мне видится за гранью добра и зла (фото 9).

Собственно, советовать сакраментальное «покупайте бренд!» на фоне вышесказанного трудно, ибо слишком велик ценовой разрыв между качественной лампой накаливания и безымянной «диодкой», не говоря уже о «диодке» именитой… 30 рублей за верную «классику» со спиралькой против 100 рублей за диодную лотерею без гарантии. Или даже 30 против 250-300 за «диодку» европейского производства… Одна лампочка – это еще туда-сюда, но если вы хотите поменять несколько штук, то здравый смысл уже намекает на непродуктивность такого тюнинга, в особенности на фоне кризиса…

Попробуем подобраться к конструктивным и понятным обывателю выводам с другой стороны – как выбрать из изобилия недорогих безымянных китайских LED-лампочек такую, чтобы она служила долго? Теоретически сделать это можно, но вот практически… Чтобы прийти к правильным выводам, нужна слишком сложная процедура плюс навыки радиолюбителя… Взять в руки лампочку, изучить визуально диоды, опознать их породу, вспомнить, какой ток потребляет данный тип диодов, сосчитать их число и вычислить приблизительный потребляемый ток всей лампочки. После чего подать на лампу питание через амперметр и определить – близок ли потребляемый ток к номинальному или завышен… Бред?! Бред…

Другой вариант – купить дешевую LED-лампу и самостоятельно встроить в неё или впаять в разрыв подходящего к патрону провода подобранный резистор, снизив запредельную яркость и температуру диодов. Но тут опять-таки требуются электротехнические навыки и возня, что устроит не каждого…

Так что, похоже, круг замкнулся… Если вышеперечисленные варианты вам не подходят, то либо покупаем дорогой европейский бренд, либо экспериментируем с беспородными лампочками, меняя их одну за другой и ожидая, пока повезет, либо вовсе не вмешиваемся в конструкцию автомобиля и… ждем удешевления LED-девайсов!


Несмотря на высокую стоимость, потребление электроэнергии полупроводниковыми светильниками (LED) намного меньше, чем у ламп накаливания, а срок службы в 5 раз больше. Схема светодиодной лампы работает при подаче 220 вольт, когда входной сигнал, вызывающий свечение, преобразуется до рабочей величины с помощью драйвера.

Светодиодные светильники на 220 В

Каким бы ни было напряжение питания, на один светодиод подается постоянное напряжение 1,8-4 В.

Типы светодиодов

Светодиод – это полупроводниковый кристалл из нескольких слоев, преобразующий электричество в видимый свет. При изменении его состава получается излучение определенного цвета. Светодиод делается на основе чипа – кристалла с площадкой для подключения проводников питания.

Чтобы воспроизвести белый свет, «синий» чип покрывается желтым люминофором. При излучении кристалла люминофор испускает собственное. Смешивание желтого и синего света образует белый.

Разные способы сборки чипов позволяют создавать 4 основных типа светодиодов:

  1. DIP – состоит из кристалла с расположенной сверху линзой и присоединенными двумя проводниками. Он наиболее распространен и используется для подсветки, в световых украшениях и табло.
  2. «Пиранья» – похожая конструкция, но с четырьмя выводами, что делает ее более надежной для монтажа и улучшает отвод выделяющегося тепла. Большей частью применяется в автомобильной промышленности.
  3. SMD-светодиод – размещается на поверхности, за счет чего удается уменьшить габариты, улучшить теплоотвод и обеспечить множество вариантов исполнения. Используется в любых источниках света.
  4. СОВ-технология, где чип впаивается в плату. За счет этого контакт лучше защищен от окисления и перегрева, а также значительно повышается интенсивность свечения. Если светодиод перегорает, его надо полностью менять, поскольку ремонт своими руками с заменой отдельных чипов не возможен.

Недостатком светодиода является его маленький размер. Чтобы создать большое красочное световое изображение, требуется много источников, объединенных в группы. Кроме того, кристалл со временем стареет, и яркость ламп постепенно падает. У качественных моделей процесс износа протекает очень медленно.

Устройство LED-лампы

В состав лампы входят:

  • корпус;
  • цоколь;
  • рассеиватель;
  • радиатор;
  • блок светодиодов LED;
  • бестрансформаторный драйвер.


Устройство LED-лампы на 220 вольт

На рисунке изображена современная LED-лампа по технологии СОВ. Светодиод выполнен как одно целое, с множеством кристаллов. Для него не требуется распайка многочисленных контактов. Достаточно присоединить всего одну пару. Когда делается ремонт светильника с перегоревшим светодиодом, его меняют целиком.

По форме лампы бывают круглыми, цилиндрическими и прочими. Подключение к сети питания производится через резьбовые или штырьковые цоколи.

Под общее освещение выбираются светильники с цветовой температурой 2700К, 3500К и 5000К. Градации спектра могут быть любыми. Их часто используют для освещения реклам и в декоративных целях.

Простейшая схема драйвера для питания лампы от сети изображена на рисунке ниже. Количество деталей здесь минимальное, за счет наличия одного или двух гасящих резисторов R1, R2 и встречно-параллельного включения светодиодов HL1, HL2. Так они защищают друг друга от обратного напряжения. При этом частота мерцания лампы увеличивается до 100 Гц.


Простейшая схема подключения LED-лампы в сеть 220 вольт

Напряжение питания 220 вольт поступает через ограничительный конденсатор С1 на выпрямительный мост, а после – на лампу. Один из светодиодов можно заменить на обычный выпрямительный, но при этом мерцание изменится до 25 Гц, что плохо повлияет на зрение.

На рисунке ниже изображена классическая схема источника питания LED-лампы. Он применяется во многих моделях, и его можно извлекать, чтобы производить ремонт своими руками.


Классическая схема включения LED-лампы в сеть 220 В

На электролитическом конденсаторе выпрямленное напряжение сглаживается, что устраняет мерцание с частотой 100 Гц. Резистор R1 разряжает конденсатор при отключении питания.

Ремонт своими руками

В простой LED-лампе с отдельными светодиодами можно сделать ремонт с заменой неисправных элементов. Она легко разбирается, если аккуратно отделить от стеклянного корпуса цоколь. Внутри располагаются светодиоды. У лампы MR 16 их 27 штук. Для доступа к печатной плате, на которой они размещены, надо удалить защитное стекло, поддев его отверткой. Порой эту операцию сделать довольно трудно.


Лампа светодиодная на 220 вольт

Прогоревшие светодиоды сразу заменяются. Остальные следует прозвонить тестером или подать на каждый напряжение 1,5 В. Исправные должны загораться, а остальные подлежат замене.

Изготовитель рассчитывает лампы так, чтобы рабочий ток светодиодов был как можно выше. Это значительно снижает их ресурс, но «вечные» устройства продавать невыгодно. Поэтому последовательно к светодиодам можно подключить ограничивающий резистор.

Если светильники моргают, причиной может быть выход из строя конденсатора С1. Его следует заменить на другой, с номинальным напряжением 400 В.

Изготовить своими руками

Заново светильники на светодиодах делают редко. Лампу проще изготовить из неисправной. Фактически получается, что ремонт и изготовление нового изделия – это один процесс. Для этого LED-лампу разбирают и восстанавливают перегоревшие светодиоды и радиодетали драйвера. В продаже часто бывают оригинальные светильники с нестандартными лампами, которым в дальнейшем трудно найти замену. Простой драйвер можно взять из неисправной лампы, а светодиоды – из старого фонарика.

Схема драйвера собирается по классическому образцу, рассмотренному выше. Только к ней добавляется резистор R3 для разрядки конденсатора С2 при отключении и пара стабилитронов VD2,VD3 для его шунтирования на случай обрыва цепи светодиодов. Можно обойтись одним стабилитроном, если правильно подобрать напряжение стабилизации. Если конденсатор выбрать под напряжение больше 220 В, можно обойтись без дополнительных деталей. Но в этом случае его размеры увеличатся и после того, как будет сделан ремонт, плата с деталями может не поместиться в цоколь.


Драйвер LED-лампы

Схема драйвера приведена для лампы из 20 светодиодов. Если их количество будет другим, необходимо подобрать такую величину емкости конденсатора С1, чтобы через них проходил ток 20 мА.

Схема питания LED-лампы является чаще всего бестрансформаторной, и следует соблюдать осторожность при монтаже своими руками на металлическом светильнике, чтобы не было замыкания фазы или нуля на корпус.

Конденсаторы подбираются по таблице, в зависимости от количества светодиодов. Их можно закрепить на алюминиевой пластине в количестве 20-30 шт. Для этого в ней сверлятся отверстия, и на термоклей устанавливаются светодиоды. Их пайка производится последовательно. Все детали можно разместить на печатной плате из стеклотекстолита. Они располагаются со стороны, где отсутствуют печатные дорожки, за исключением светодиодов. Последние – крепятся пайкой выводов на плате. Их длина составляет около 5 мм. Затем устройство собирается в светильнике.


Настольная лампа на светодиодах

Лампа на 220 В. Видео

Об изготовлении светодиодной лампы на 220 В своими руками можно узнать из этого видео.

Правильно изготовленная самодельная схема светодиодной лампы позволит эксплуатировать ее многие годы. Для нее бывает возможным ремонт. Источники питания могут быть любые: от обычной батарейки до сети на 220 вольт.

Если вы решили преобразить оптику своего транспортного средства, то диодные станут лучшим решением. В последнее время многие автомобилисты выбирают диоды, поскольку они позволяют не только улучшить внешний вид авто в целом, но и более практичны. Подробнее о видах и пользе установки вы узнаете из статьи.

Что такое светодиодные лампы и зачем они нужны?

Если вы не знаете, какие лучше выбрать на 12 вольт или других целей, то для начала стоит определиться, какие функции они должны выполнять. Одно дело, когда автомобилист хочет просто украсить свое транспортное средство, другое — когда целью является сбережение энергии аккумулятора. Некоторые автомобилисты пишут в отзывах, что меняют лампочки потому, что постоянно сталкиваются с проблемой перегорания элементов.



Светодиодные лампы для автомобиля представляют собой полупроводниковый элемент, преобразующий ток в свет. Спектральный диапазон излучаемого света может быть самым разным, здесь все зависит от химического состава полупроводника.

Итак, какие функции выполняют лампочки w5w, hb4 или другие:

  1. Благодаря преобразованию тока эти элементы на 12 вольт производят больше света. В результате каждая одно- или двухцветная лампочка будет обладать повышенным коэффициентом полезного действия.
  2. фар w5w, hb4 или другой модели на 12 вольт могут работать долгое время, при этом не нагреваясь. Что касается традиционных лампочек накаливания, то они сильно греются в процессе работы. Особенно такая проблема часто прослеживается в автомобилях китайского производства. В результате воздействия тока элементы на 12 вольт могут так сильно греться, что от этого будет плавиться пластик.
  3. Благодаря использованию светодиодных ламп можно улучшить внешний вид машины. Почему их многие выбирают, судя по отзывам — из-за того, что они смотрятся ярко и интересно. Они будут смотреться оригинально даже на старой машине.
  4. Установка новых компонентов w5w, hb4 или других на позволяет улучшить качество освещения в целом. Благодаря установке ламп w5w, hb4 в автомобильные фары вы сможете значительно улучшить видимость огней транспортного средства.
  5. Если правильно осуществить подбор и купить качественные диоды, то их ресурс эксплуатации будет более долгим. Согласно отзывам, перегорают они намного реже. В отличие от традиционных устройств, двухцветные диоды w5w, hb4 или другие в автомобильных фарах менее чувствительны к вибрациям.
  6. Элементы w5w, hb4 и другие для автомобильных фар оснащаются водонеприницаемым корпусом, то есть вы можете не переживать, что на лампы попадет вода.
  7. Особенности срабатывания под воздействием тока способствуют включению элемента на несколько мили секунд раньше.

Какие бывают?

Маркировка светодиодов — не менее важный вопрос, если вы не знаете, какие лучше выбрать и сколько ламп покупать. Чтобы правильно сделать подбор, ознакомьтесь с основными видами.



Большая часть современных машин оборудована бесцокольной оптикой, монтирующейся в разъемы передних фар. Такие элементы перегорают реже, обычно это модели w5w или hb4. Согласно отзывам, такие компоненты чувствительны к температурным перепадам. Сколько градусов температуры они выдерживают? Около 80-100.

Поскольку такие двухцветные или одноцветные лампы на 12 вольт для автомобильных фар расположены рядом с основным освещением, они нуждаются в дополнительной защите. В противном случае может произойти перегрев кристалликов диода, соответственно, устройства иногда перегорают. Но если диод качественные, то он оборудуется специальным резистором преобразования тока. Поэтому такие устройства актуально использовать в передних габаритах.



Как правило, в задние стоп-сигналы автомобильных фар устанавливаются двухконтактные диоды на 12 вольт. Серия 14НР двухконтактных элементов является одной из самых распространенных, такие лампы обладают 14 многокристальными диодами. Почему их выбирают автомобилисты — потому что они достаточно надежны и характеризуются увеличенным ресурсом эксплуатации. Кроме того, двухконтактные диоды с регулятором тока лучше выбирать в том случае, если вам необходимо большее количество выделяемого освещения.

Также в продаже можно найти двухконтактные диоды в автомобильные фары серии 3х1W. В этом случае источником освещения являются три мощные диода, которые функционируют в импульсном режиме от специального регулятора тока. Этот регулятор устанавливается в саму лампочку. В данном случае отдача света значительно увеличивается. Многие автомобилисты считают, что лучше таких диодов нет, поскольку их светоотдача равна трехватному диоду при постоянном токе.

Для салона



Также в продаже можно найти автомобильные диоды для салона транспортного средства. Поскольку освещение осуществляется элементами фистонного типа, между собой эти лампочки могут различаться по длине фистона. Почему им отдают предпочтение автомобилисты — согласно отзывам, они более надежные и долговечные.

Такие автомобильные диоды подразделяются на несколько групп:

  1. Автомобильные диоды на 12 вольт с встроенным регулятором тока, который устанавливается согласно схеме вместо штатной лампочки в плафон. Такие компоненты наиболее приближены к габаритам штатной детали. Подбор таких диодов на 12 вольт обусловлен тем, что они отлично подходят даже для небольших плафонов.
  2. Также есть светодиоды, которые монтируются в плафон, но характеризуются значительно большими размерами, чем стандартные лампочки. Если вы решите установить этот светодиод с регулятором тока, то следует учитывать размеры, поскольку он может просто не поместиться в салон. Габариты компонентом большие, поскольку в этих лампах установлено больше светодиодов. Соответственно, освещение салона будет значительно ярче, чем со стандартной оптикой.
  3. Иногда в салоне устанавливаются целые автомобильные диодные матрицы, в которых расположено большое число светодиодов. Подбор таких элементов осуществляется в зависимости от размера плафона, если он не позволит установить матрицу, то это будет невозможно.

Для противотуманных фонарей

Как вы понимаете, такие устройства монтируются в разъемы передних противотуманных фонарей. Поскольку эти фонари выполняют функцию дополнительной оптики, которая очень важна в туманную погоду, при подборе следует обращать на цену. Дешевые диоды никогда не прослужат долго и могут быть ненадежными. По факту такие светодиоды освещают дорогу не хуже галогенок или ксенона.



Преимущества использования

  1. Если сравнивать с оптикой, которая устанавливается на заводе, лампочки hb4, w5w или другие потребляют значительно меньше энергии. Чтобы нормально функционировать, такому элементу необходимо 3,5 Ватт вместо 35 Ватт, которые потребляет ксенон и 55, которые нужны для работы галогенных ламп.
  2. По сравнению с традиционными лампочками, hb4, w5w и другие светодиоды работают без ультрафиолетового излучения. Как известно, ультрафиолет может негативно влиять на глаза, поэтому установка компонентов своими руками избавит вас от этой проблемы. Особенно это актуально в том случае, если вы часто ездите на авто.
  3. Такое освещение производит минимум тепла, соответственно, если оно установлено в салоне, вы сможете избежать проблемы нагрева воздуха.
  4. Если светодиод выходит из строя, то он обычно мигает. Но такие элементы, как hb4, w5w и другие характеризуются высоким ресурсом эксплуатации. Как правило, при правильном подключении своими руками в соответствии со схемой светодиод может отработать от 40 до 50 часов, но здесь многое зависит от производителя. Даже если вы будете ежедневно использовать лампочку по пять часов, то вам ее должно хватить примерно на 10 лет.
  5. Если сравнивать с энергосберегающими устройствами, то светодиодные более безопасны с экологической точки зрения.
  6. Как видно по фото, такие светодиоды характеризуются идентичными размерами, при этом их вес значительно меньше. Кроме того, они являются ударопрочными.
  7. Они загораются и разогреваются мгновенно, для этого устройству требуется менее 1 секунды.
  8. При необходимости можно разработать адаптивные устройства. Если сравнивать с ксеноном, то такая разработка обойдется в несколько десятков раз дороже, а вот у галогенных элементов это невозможно в принципе.
  9. Нагрузка на генератор не увеличивается (автор видео — ChipiDip).

Недостатки применения

  1. Основным недостатком таких ламп является их высокая стоимость. Разумеется, это обусловлено высоким качеством по сравнению с энергосберегающими элементами. Тем не менее, производители светодиодных компонентов регулярно радуют потребителей более низкими ценами, то есть их стоимость постепенно снижается.
  2. Судя по отзывам, в некоторых случаях после установки своими руками в соответствии со схемой наблюдается неприятный спектр свечения.
  3. Такие лампы не обслуживаются. То есть если светодиод после установки своими руками перегорит, то «реанимировать» систему не получится, придется полностью менять фонарь.
  4. В целом конструкция таких элементов более сложная, она нуждается в дополнительном охлаждении.
  5. Если в транспортном средстве нет специальной системы управления, то свет от диодов может быть немного слабым.


Светодиоды – польза или вред?

  1. Перед тем, как приступить к установке диодов своими руками и ознакомиться с фото и видео, нужно понять, несут ли вред эти устройства. Являются ли они безопасными для человеческих глаз? В домашних условиях понять это невозможно, но испанские ученые провели целое исследование на эту тему. По мнению специалистов, при долговременном воздействии светодиодного света на человеческий глаз может случиться не только ослабление зрения, но и слепота. И это не просто выдумка, тому есть разумное объяснение. Все потому, что диоды обладают определенными особенностями свечения, которые негативно влияют на сетчатку глаза и при длительном воздействии могут ее повредить.
  2. Но необходимо учитывать, что данные исследования осуществлялись не на автомобильных, а на диодах, которые используются в быту. Если говорить об источниках света, установленных в транспортных средствах, то их воздействие на человеческий глаз минимально. Но более опасной для здоровья человека будет установка диодов в салоне авто, особенно их большого количества. Как показали результаты исследований, свет от диода провоцирует организм автолюбителя на увеличенное выделение серотонина. Этот гормон, как уверяют ученые, повышает работоспособность человека в целом.
  3. Вроде бы все хорошо, но также светодиодное освещение заглушает выработку мелатонина. Данный гормон является успокоительным, соответственно, при длительном воздействии света у автомобилиста может пропасть необходимость в отдыхе. Однако в целом такое освещение более полезное, чем вредное, но это актуально только для высококачественных продуктов от известных брендов. Если вы используете низкокачественную поддельную продукцию, то учитывайте то, что она в принципе менее пригодна для того, чтобы организовать качественное освещение (автор видео — Игорь Шурар).

Какие лучше брать?

  1. Перед тем, как подключить лампу своими руками в соответствии со схемой, необходимо учесть тип оптики, которая может быть прожекторной либо рефлекторной. В том случае, если монтаж элемента будет осуществляться в линзу, нужно подбирать диод в соответствии с шириной панели, где располагаются чипы. Нужно учитывать, что не все диоды обладают необходимой шириной.
  2. Также следует учесть, каким пыльников оборудован фонарь и какая у него задняя крышка. Некоторые диоды могут быть оснащены специальными вентиляторами, которые выполняют функцию активного охлаждения. В этом случае нужно обязательно учитывать требования к монтажу светодиодов, ведь впоследствии их придется закрывать пыльником или крышкой.
  3. В продаже можно найти диоды с пассивным радиатором, обладающим определенными габаритами, которые превышают размер крышки фонаря. Если вы приобретете такую лампочку, то для ее монтажа потребуется прорезать соответствующее отверстие в крышке фонаря. Разумеется, если вы сделаете вырез, то в дальнейшем вам придется использовать только такие диоды. Но сегодня многие современные производители оснащают комплекты универсальными пыльниками, которые при необходимости можно применять вместо стандартных. Если вы выбираете качественную продукцию, то пыльники смогут защитить фонари от грязи и влаги. Также можно приобрести лампочку конструкции со встроенной крышкой.
  4. На сегодняшний день самыми распространенными вариантами светодиодов являются цоколи типа Н11, НВ4 и НВ3. Специалисты рекомендуют выбирать для данных лампочек диоды, которые не оборудуются активным радиатором.
  5. Обращайте внимание на бренд. Сегодня многие наши соотечественники часто допускают одни и те же ошибки. Автомобилисты решают сэкономить, купить низкокачественные светодиодные лампочки. В результате ничего хорошего из этого не получается, поскольку устройства выходят из строя достаточно быстро. Соответственно, в таких случаях автолюбитель не может по праву оценить все достоинства светодиодного освещения и оставляет в сети негативный отзыв. Лучше один раз раскошелиться и приобрести высококачественные диоды, которые прослужат долго и надежно, чем купить дешевую подделку и через месяц выкинуть лампы.